ENG

Перейти в Дзен
В мире, Мнение

Куда ведет «Один пояс и один путь»?

Константин Батанов

Константин Батанов

Доцент Высшей школы перевода (факультет) МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат экономических наук

7 сентября 2013 года председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин во время визита в Казахстан выдвинул инициативу о создании «Одного пояса и одного пути». 

Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам участия во втором форуме международного сотрудничества "Один пояс - один путь" в международном конференц-центре "Яньцику" в Пекине. Валерий Мельников / РИА Новости
Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам участия во втором форуме международного сотрудничества «Один пояс и один путь» в международном конференц-центре «Яньцику» в Пекине. Валерий Мельников / РИА Новости

Эта идея стала первой глобальной инициативой, представленной Китаем после начала реформы открытости внешнему миру в 1979 году. Считается, что она привнесла новые идеи в мировое управление и стала важной практической платформой для многих стран мира по изучению и внедрению новых моделей международного сотрудничества.

Подразумевается, что в рамках реализации этой инициативы будет создаваться концепция международного сотрудничества нового типа, основанная на взаимных консультациях, равенстве и взаимной выгоде, придерживающаяся принципов открытой торговли и свободных инвестиций, призванная совместно решать глобальные проблемы с целью создания сообщества единой судьбы человечества. Сообщество единой судьбы человечества — это комплексная система международных отношений, подразумевающая, что интересы разных стран взаимоувязаны, поэтому надо добиваться развития и процветания всего человечества, а не отдельных наиболее развитых стран.

Предполагается, что ныне существующая система международных связей, в которой «первую скрипку» играют развитые страны во главе с США, устарела, так как не обеспечивает справедливого развития остальной части мира, особенно в Азии и Африке.

Согласно заявлениям китайских экспертов, «Один пояс и один путь» — это постоянно совершенствующийся международный общественный продукт и инклюзивная, равноправная и диверсифицированная платформа сотрудничества, которая отвечает национальным условиям и потребностям развития всех стран, взаимодействующих в рамках ее реализации.

Директор Центра содействия строительству «Одного пояса и одного пути» китайского Государственного комитета по реформам и развитию Чжай Дуншэн считает, что реализация инициативы «Один пояс и один путь» имеет три направления: инициатива по открытию Китая для внешнего мира, экономическая дипломатия, создание практической платформы для сообщества единой судьбы человечества.

В Китае есть пословица: «Хочешь разбогатеть — построй дороги»: для того чтобы достичь развития всей экономики, начинать надо со строительства инфраструктуры. Соответственно, основу практической части этой инициативы составляет строительство инфраструктуры: транспортных узлов, автомобильных дорог, железных дорог, трубопроводов и портов, а также промышленных парков и производственных предприятий.

Почетный декан Национального исследовательского института развития Пекинского университета Линь Ифу отмечает, что Китай использует инфраструктуру в качестве связующего звена для создания сообщества единых интересов, судьбы и ответственности.

Китайские специалисты также отмечают, что стандарты, правила и системы, используемые для строительства и развития для инфраструктуры, высокоскоростных железных дорог, 5G, электронной коммерции, искусственного интеллекта, спутниковой навигации, обмена данными, подводных кабелей, экологически чистой энергии, низкоуглеродных технологий, передачи электроэнергии сверхвысокого напряжения и передового сельского хозяйства, совместно разработанные Китаем и странами-партнерами, постепенно превратились из региональных общественных продуктов в глобальные общественные продукты. То есть идет речь о создании новых стандартов технологий и строительства, главным законодателем которых выступает Китай, так как вся система выстраивается вокруг Китая.

В марте 2015 года было объявлено о создании экономического Шелкового пути между Китаем и странами Евразии, а также Морского Шелкового пути, который подразумевает налаживание инфраструктуры между Китаем и Европой через Южно-Китайское море и Индийский океан.

В последнее время стала также звучать идея создания Ледового Шелкового пути, который должен соединить Китай и Европу через Северный морской путь, то есть вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

В рамках вышеуказанных «путей» строятся шесть основных экономических коридоров:

  • Китайско-пакистанский экономический коридор. Его общая протяженность составляет 4625 км, он связывает западные регионы Китая и пакистанский порт Гвадар.
  • Экономический коридор Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма, который соединит Индийский и Тихий океаны.
  • Трансконтинентальный мост Азия — Европа, представляющий собой международную железнодорожную магистраль, соединяющую порт Ляньюньган провинции Цзянсу с нидерландским портом Роттердам. Он проходит через семь китайских провинций (Цзянсу, Аньхой, Хэнань, Шэньси, Ганьсу, Цинхай и Синьцзян) до Казахстана, далее через Смоленск, Брест, Варшаву и Берлин до Роттердама. Общая протяженность этого маршрута равна 10 900 км.
  • Экономический коридор Китай — Монголия — Россия. Он разделен на два маршрута: один из Пекина и прилегающих к нему провинций через Монголию в Россию; другой — из северо-восточных провинций напрямую в Россию, то есть без участия Монголии.
  • Экономический коридор Китай — Юго-Восточная Азия. Он начинается в южно-китайских провинциях и проходит через Ханой в Сингапур.
  • Экономический коридор Китай — Центральная Азия —Ближний Восток. Он соединяет западный Китай и Персидский залив, побережье Средиземного моря и Аравийский полуостров и проходит через пять стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан), Иран и Турцию. Вполне возможно, что важным звеном коридора станет Афганистан, что обусловлено возросшей активностью китайской дипломатии на афганском направлении после ухода американцев.

Если говорить о последних итогах реализации инициативы «Один пояс и один путь», то можно выделить следующее. К концу прошлого года Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве в рамках «пояса и пути» со 147 странами и 32 международными организациями. В 2021 году товарооборот Китая со странами, поддерживающими инициативу, составил $1,823 трлн (рост, по сравнению с предыдущим годом, 23,6%), что составляет 29,7% от общего объема внешней торговли Китая. Реализация инициативы подразумевает создание новых форматов внешней торговли, в частности трансграничной электронной торговли, для чего в прошлом году была создана интеллектуальная логистическая платформа «Зарубежный складской онлайн-сервис».

Число грузовых железнодорожных перевозок по маршруту Китай — ЕС в 2021 году составило 15 тыс. раз (рост — 22%), объем грузопотока достиг 1,46 млн 20-футовых контейнеров (рост — 29%). В течение года китайские прямые инвестиции в страны, входящие в «пояс», составили $21,8 млрд (рост за год — 7,9%). Компании из этих стран также наращивали прямые инвестиции в Китай, их общий объем достиг $11,25 млрд. Строительство инфраструктурных объектов активно продвигалось — китайские компании оказали подрядные услуги на сумму $91 млрд, что составляет 57,9% от общего объема подрядных проектов, реализованных Китаем за рубежом в прошлом году.

Был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов, построены железная дорога в Кении по маршруту Найроби — Момбаса, железная дорога из Китая в Лаос, железная дорога из Эфиопии в Джибути и Международный логистический порт Китай — Казахстан.

Созданы восемь новых рабочих групп по упрощению процедур торговли по двустороннему инвестиционному сотрудничеству с соответствующими странами, подписаны меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области электронной торговли с Сенегалом, меморандум о взаимопонимании по инвестиционному сотрудничеству в области экологии и цифровой экономики с Венгрией, Россией и другими странами.

Успешно проведен ряд крупных выставок: Китайская международная торговая ярмарка, Гуанчжоуская ярмарка, Ярмарка услуг и торговли, Выставка «Китай — АСЕАН», Торгово-экономическая выставка «Китай — Африка» и другие мероприятия.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что китайская сторона реализует программу создания альтернативной системы международной интеграции, центром которой будет Китай. Последние 40 лет Китай иронично называли «мировой фабрикой», подразумевая, что там сосредоточена значительная часть мирового производства.

Китай стал внешнеторговой державой, продавая свои товары по всему миру. В итоге это привело к гигантским валютным запасам, главным образом в долларах. По мере усиления Китая, роста его экономической мощи он стал превращаться в конкурента США, что не могло не вызвать недовольства американцев. По этой причине власти США начали периодически «поддавливать» Китай, обвиняя его в нарушении прав человека, несоблюдении норм демократии, вводя различные санкции. Курс доллара стал сильно колебаться, усилились прогнозы дефолта со стороны американского правительства.

Китайское руководство увидело в этом опасность для развития своей страны — накопленные доллары могут обесцениться, вызвав кризис в Китае. Поэтому было поручено разработать программу, которая выполнит две задачи: обеспечит долговременное развитие китайской экономики, предоставив ей доступ к ресурсам и рынкам, а также избавит Китай от чрезмерных долларовых запасов (путем инвестирования их в масштабные инфраструктурные и сырьевые проекты).

Российские эксперты дают инициативе «Один пояс и один путь» разные оценки. Кто-то считает, что она не в полной мере учитывает интересы России, так как ее значительная часть реализуется за пределами территории нашей страны. Надо сказать, это нормально, потому что раз инициатором выступает Китай, то «Один пояс и один путь» будет в первую очередь ориентирован на интересы Китая. Кто-то считает, что реализация этой инициативы принесет пользу России, так как в любом случае имеет к ней отношение, поэтому «китайский локомотив потянет российский вагон», то есть будет способствовать экономическому развитию России.

Скорее всего, доля истины есть в обеих точках зрения. Самое разумное — не забывать о своих интересах и искать точки сопряжения для взаимовыгодного сотрудничества.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья