ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Кусок шампуня и таблетка пасты

Последние несколько лет пластик объявлен злом. Его научились перерабатывать. Но, несмотря на это, он по-прежнему загрязняет окружающую среду. Каждый год в океан попадает около 8 млн тонн пластика. Бутылки от шампуней, использованные тюбики зубной пасты, ополаскиватели для рта, пакеты — все это плавает в воде либо навсегда остается на свалках. Одной из первых на глобальное загрязнение отреагировала индустрия красоты и производители средств личной гигиены. Стартапы отказались, насколько это возможно, от пластика в упаковке, изменили состав продуктов и уменьшили их до брусков и таблеток. 

Таблетка на зубах 

Три с половиной года назад телевизионный продюсер Линдси Маккормик (Lindsay McCormick) только начала работать над шоу House Hunters и Flip or Flop для американского канала HGTV. Ей приходилось менять локацию съемок каждую неделю. В одной из командировок она посчитала, сколько дорожных наборов с зубной пастой выбросила за месяц.

Фото: bitetoothpastebits.com
Фото: bitetoothpastebits.com

«Это казалось таким расточительным! Я задумалась о полноразмерном тюбике, который использовала дома, и о том, почему зубная паста вообще должна быть пастой», — вспоминает она.

Линдси попыталась найти экологически чистую альтернативу без пластика, но не нашла. Тогда она записалась на онлайн-курсы химии, а в 2018 году придумала свой вариант зубной пасты без агрессивных химикатов — Bite. Соучредителем стартапа стал молодой человек Маккормик — Ашер Хант (Asher Hunt). До запуска Bite у него был предпринимательский опыт. Он развивал платформу для бронирования домов — Overnight. Вместо того чтобы производить зубную пасту в тюбике, пара решила использовать формат таблеток. Первые таблетки Линдси делала в своей гостиной на ручном прессе. Сначала основным каналом сбыта были ее друзья и друзья друзей, тоже одержимые страстью к устойчивому экологическому развитию. Продажи резко выросли после видео, которое Маккормик запостила на Facebook-страницу Women’s Health.

«Оно стало вирусным, и с тех пор это был вихрь, за которым мы просто пытались угнаться», — рассказывает Линдси.

Начав с зубной пасты, соосновательница Bite постепенно добавила в линейку другие продукты. Сейчас в ассортименте компании есть всё для гигиены рта: паста, нить, ополаскиватель и щетка. Стартап работает и как классический интернет-магазин, и как подписочный сервис (регулярная доставка по почте).

Хит продаж — «таблетки» с наногидроксиапатитом (nHAP), которые действуют так же как зубная паста — очищают и освежают дыхание. Достаточно разжевать одну таблетку, а затем почистить зубы щеткой. Другой продукт — зубная щетка Brush by Bite со съёмной головкой (по цене $12 штуку). Ее ручка сделана из бамбука Moso, а щетина — из клещевины. Последняя новинка — зубная нить из канделильского воска. Bite борется с пластиковыми отходами во всем, начиная с состава и заканчивая упаковкой. Стартап доставляет средства личной гигиены в многоразовых стеклянных банках и бумажных пакетах.

В 2019 году выручка Bite Toothpaste Bits превысила $3 ​​млн. Основатели проекта получили несколько предложений о продаже, в том числе от миллиардера Марка Кьюбана, но решили сохранить стопроцентную собственность компании. Bite отказывалась от сторонних инвестиций с самого начала. Позиция Маккормик до сих пор остается бескомпромиссной — сохранение планеты важнее быстрой прибыли.

«У меня лучшая работа в мире, — говорит она. — Я провожу весь день, борясь за дело, в которое верю. Миссия Bite — положить конец одному миллиарду пластиковых тюбиков из-под зубной пасты, которые ежегодно отправляются на свалки и в океаны, и не допустить попадания агрессивных химикатов в наши тела», — добавляет Линдси.

«Человеческий» подход

Другой американский стартап, который переосмыслил сферу личной гигиены с нуля, — By Humankind. Его миссия созвучна с Bite — продукты личной гигиены не должны производиться за счет Земли.

Фото: businessinsider.com
Фото: businessinsider.com

«Сведение к минимуму упаковки является продолжением нашей миссии. Мы стремимся сократить объем одноразовых пластиковых отходов, не жертвуя при этом качеством или удобством клиента», — поясняет соучредитель проекта Брайан Бушелл (Brian Bushell).

До 2018 года у него не было почти ничего общего с защитниками окружающей среды. Он восемь лет занимался развитием сети пекарен Baked By Melissa. В 2017 году Бушелл вместе со своей девушкой отправился в путешествие по Юго-Восточной Азии. Во время поездки в Таиланд он первые занялся дайвингом и ожидал, что вода будет чистейшей, но вместо нетронутой природы увидел скопления пластикового мусора.

«После возвращения мы пошли в ванную комнату нашего отеля, чтобы посмотреть на вещи, которые взяли с собой в поездку, и поняли, что сами являемся частью проблемы», — вспоминает Брайн.

Тогда он решил избавить ванные комнаты американцев от одноразового пластика и создал свой бренд средств личной гигиены. Бушелл поделился задумкой с Джошуа Гудманом (Joshua Goodman), который в то время занимался маркетингом в Outdoor Voices и Koio. В 2019 году основанный ими стартап By Humankind собрал $4 млн посевных инвестиций. Раунд возглавили Lerer Hippeau, Red Sea Ventures, BoxGroup, SV Angel, Great Oaks, соучредитель SoulCycle Элизабет Катлер, главный коммерческий директор Adobe Скотт Бельски и др.

Все продукты By Humankind (цены начинаются от $9,95 за штуку) продаются по подписке в непривычном для современного потребителя формате. Ополаскиватель для рта — это таблетка, которую нужно растворить в чашке с водой. Шампунь получен методом холодного отжима и представляет собой брусок. Упаковка дезодоранта изготовлена из переработанной бумаги с пластиковым покрытием, которую можно использовать много раз либо переработать в домашний или промышленный компост. Заправки для дезодоранта — kindfills — выпускаются в бумажных пакетиках из биоразлагаемой бумаги и отправляются в конвертах из переработанных материалов. Продукция By Humankind, как заявляют в компании, на 90% сокращает отходы пластика по сравнению с другими товарами в сфере личной гигиены.

Природная «Этика»

Главная страница новозеландского интернет-магазина натуральной косметики и товаров для дома Ethique пестрит бестселлерами — дезодорант с лаймом и эвкалиптом, очищающее средство для лица с кокосом, шампунь с киви… Все эти средства личной гигиены нарезаны ножами, словно батончики, и упакованы в бумагу.

Фото: medium.com
Фото: medium.com

«Обычный шампунь до 75% состоит из воды, кондиционер для волос — до 95%. Зачем делать продукт, состоящий на 95% из воды, упаковывать его в пластик, отправлять по всему миру, а затем использовать в ванной, полной воды?! Это глупо!» — недоумевает основательница Ethique Брианна Уэст (Brianne West).

Дипломированный биохимик, окончившая Кентерберийский университет в Крайстчерче, одна из первых придумала продавать продукты личной гигиены в форме твердых брусков в биоразлагаемой упаковке (цены начинаются от $13). Впрочем, успех к Брианне пришел не сразу. В 19 лет она открыла косметический бизнес, но после пяти лет управления продала его. Ее следующим проектам стала кондитерская компания. Ethique появился на свет в «тяжелое с финансовой точки зрения время» — Брианна задолжала банкам по студенческим кредитам, которые брала на развитие предыдущих стартапов. Первые бруски Ethique (в прошлом Sorbet Cosmetics. — Ред.) Уэст начала делать в 2012 году, лавируя между учебой в университете и кондитерской. В 2015-м девушка запустила краудфандинговую кампанию на платформе PledgeMe. Собранные NZD $200 тыс. ушли на создание специализированной лаборатории для разработки и производства продуктов. В 2017 году предпринимательница организовала вторую краудфандинговую кампанию, в рамках которой ей удалось собрать NZD $500 тыс. за 90 минут. В общей сумме новозеландский стартап получил финансирование в размере $1,3 млн.

Сначала в ассортименте Ethique были представлены твердые шампуни, кондиционеры, гели для душа, кремы и увлажняющие средства для лица, дезодоранты. Со временем Уэст расширила линейку — в продаже появились бытовые чистящие средства и средства для мытья домашних животных. Спустя восемь лет Ethique превратился в международный, отмеченный наградами косметический бренд. Продукты компании поставляются по всему миру — в США, Австралию, Гонконг, Тайвань, Японию, Великобританию и т.д. По сравнению с 2018 годом продажи выросли на 250–300%. В 2019-м оборот проекта составил $10 млн.

Фото: ecobeautyeditor.com
Фото: ecobeautyeditor.com

Теперь у Брианны Уэст появилась новая мечта — превратить Ethique в компанию с оборотом в миллиард долларов и еще больше сократить отходы пластикового мусора. Ведь за последние пять лет Ethique предотвратил производство свыше 4,4 млн пластиковых бутылок.

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья