Инвестклимат, Мнение

Рынок ландшафтной архитектуры на фоне снижения доходов населения

Архитектурно-ландшафтная компания занимается дизайном и проектированием земельных участков, строительством МАФов и прокладыванием дорог, благоустройством и озеленением территорий, сервисным обслуживанием инженерных конструкций, уходом за растениями и водоемами. Ни одна из этих услуг не относится к категории первой необходимости. Даже в том случае, когда застраивается новый участок: сначала строится дом и проводятся инженерные коммуникации, а благоустройство ландшафта идет по остаточному принципу. Поэтому снижение доходов населения должно сильно сказаться на отрасли.

Коллеги, которые давно работают на рынке, рассказывают, что в 90‑е гг. и начале 2000‑х гг. на перепродаже растений, материалов и сопутствующих товаров можно было заработать до 300%. Сейчас маржинальность в 10‑20% считается очень хорошей. Это связано с тем, что на личных участках сажают многолетние растения и нет необходимости в повторной услуге, доход населения стал ниже, а также с развитием технологий — в интернете люди сами могут разобраться: где и что купить.

Теперь ландшафтные компании зарабатывают на сервисе. Мы снимаем с клиентов проблемы, связанные с благоустройством и строительством, работаем быстро и отвечаем за качество услуг. Клиенты готовы платить за то, чтобы не погружаться в новую сложную отрасль и не тратить собственное время.

Конкуренция на рынке для частных объектов (дачи, усадьбы) огромная, ландшафтных дизайнеров больше, чем заказчиков. Такая ситуация возникла из-за популярности профессии — стали массово открываться учебные курсы. Стать профессионалом в архитектуре и инженерном деле, закончив такие курсы, нельзя, поэтому из-за неудачных проектов доверие к отрасли ослабло.

Ландшафтники, работавшие в 90‑е гг. и начале 2000‑х гг., говорят об отсутствии клиентов и сильном снижении доходов. Они набрали клиентскую базу в первую волну популярности ландшафтной архитектуры и жили за ее счет. Постепенно эти базы исчерпали себя, заказчики переехали за границу или уже не могут оплатить услуги.

На прибыли нашей компании снижение доходов населения не сказывается. Кризис — это время для развития, а не для паники. Как только стало понятно, что интерес владельцев частных участков упал, мы начали разрабатывать новые рынки и клиентские сегменты: девелоперы и застройщики, БЦ, государственные парки, готовые решения для частного сада. За 1‑1,5 года количество клиентов увеличилось кратно, а коэффициент рентабельности инвестированного капитала в Primula за прошедший год составил 500%.

Еще одна особенность рынка — сезонность. Весной и осенью, когда по погодным причинам не получается сажать растения и работать на участке, можно заниматься проектированием. Зимой мы дополнительно оказываем услуги праздничного украшения зданий.

Рынок ландшафтной архитектуры на фоне снижения доходов населения

В долгосрочной перспективе российский рынок ландшафтной архитектуры будет активно развиваться. Этому способствует мода на экологичность. В Москве, Санкт-Петербурге и даже в малых городах проходит комплексное благоустройство среды за счет государственных программ. Также при поддержке государства проводятся конкурсы и фестивали в сфере ландшафтного дизайна.

Бурное строительство пригородных коттеджных поселков, городских жилых комплексов и бизнес-центров также поддерживает рынок ландшафтной архитектуры. Им требуется озеленение и сервисное обслуживание. Крупные компании, имеющие отдельные здания и придомовую территорию, стремятся привести ее в порядок, ведь это — элемент имиджа организации.

Российский рынок продажи растений развивается вслед за ландшафтной отраслью. Быстрорастущая сфера притягивает инвесторов. За последние годы появилось много питомников, в частности крупномеров. Раньше их поставляли из Европы, но теперь доставка обходится дороже самого дерева. Это — еще одна ниша для бизнеса с долгосрочными инвестициями и рисками. Хотя в ближайшее время полностью отказаться от поставок из-за рубежа не получится.

Недавно в Россию из Европы пришел тренд на массивы посадок: в проектах набережных и парковых зон часто используются клумбы с большим количеством однолетних и многолетних цветов. Нужно много посадочного материала, соответственно, количество питомников цветов также растет. Сами питомники в качестве каналов сбыта развивают маркетплейсы растений: садовые центры закупают растения у мелких производителей или несколько питомников имеют общий отдел продаж. Со временем эти маркетплейсы обретут онлайн-версии.

Таким образом, падение доходов потенциальных клиентов, с одной стороны, снижает прибыль рынка ландшафтной архитектуры. А с другой — очищает его от слабых игроков и стимулирует развитие сильных.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья