ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Финансы

Латинская Америка развивает «зеленые облигации»

Страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК) считаются одними из наиболее страдающих от глобального потепления и других экологических проблем. Регион относится к имеющим наибольшее биоразнообразие, вместе с тем — к наиболее уязвимым в результате климатических рисков, чувствительным к ним и имеющим наименьший адаптационный потенциал. Всем известны проблемы амазонских лесов и угроза от повышения уровня Мирового океана для островов Карибского моря. Соответственно, эмиссия зеленых облигаций в этих странах выглядит вполне логичным решением для привлечения зеленого финансирования.

Отстающий регион

Впервые зеленые облигации появились в странах ЛАК в 2014 году, хотя в других регионах земного шара первые случаи привлечения капитала для осуществления проектов, связанных с климатом, относятся к 2007 году. По состоянию же на 2019 год на страны ЛАК приходится 2% мировой эмиссии зеленых облигаций. Особенно большие успехи сделаны эмитентами Бразилии, там на них приходится 41% всей эмиссии облигаций, чего нет ни в одной стране мира: в среднем на зеленые облигации приходится около 2–3% всей мировой эмиссии долговых ценных бумаг.

Тем не менее, несмотря на большой успех эмиссии зеленых облигаций в отдельно взятой стране ЛАК, на весь регион приходится значительно меньше объема эмиссии этих ценных бумаг, чем могло бы, исходя из населения (8% от мирового значения) и площади (15% мировой площади суши) региона. То есть ближайшая задача, которая стоит перед рынком зеленых облигаций ЛАК, — хотя бы ликвидировать эту диспропорцию.

Динамика

Эмиссия зеленых облигаций в странах ЛАК за 2019 год значительно выросла, особенно большую роль в общей динамике сыграли две эмиссии зеленых суверенных облигаций Чили. Сделки с зелеными облигациями, эмитированными в странах ЛАК, заключались в течение года в 33 странах. За 1-е полугодие 2019 года выпуск зеленых облигаций в странах ЛАК был проведен на сумму $3,7 млрд, что в три раза выше, чем за аналогичный период предыдущего года; в свою очередь в 1-м полугодии 2018 года эмиссия была выше на 40%, чем в аналогичном периоде 2017 года. Ожидается, что по итогам 2019 год окажется по данному показателю для стран ЛАК рекордным.

Первым региональным эмитентом зеленых облигаций стала перуанская компания Energia Eolica, выпустившая такие облигации в декабре 2014 года на сумму $204 млрд. Облигации финансировали строительство двух ветряных электростанций на северо-западе Перу. В следующем году на рынок зеленых облигаций вышли Бразилия (эмитент — производитель продуктов питания BRF S. A., на сумму 500 млн евро) и Мексика (банк развития Nafin, на сумму $500 млн для финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии).

В 2016 году проникновение ЛАК на мировой рынок зеленых облигаций продолжилось: семь эмитентов из пяти стран выпустили восемь облигаций. Крупнейшими эмитентами были Banco Nacional de Costa Rica, Bancolombia (Колумбия), Suzano Papel e Celulose (Бразилия).

В 2017 году рынок зеленых облигаций ЛАК рос главным образом за счет бразильских эмитентов, на долю которых пришлось 69% всего объема эмиссий в регионе. Крупнейшей была эмиссия банка развития BNDES на $1 млрд, за счет которой были профинансированы 8 проектов ветряных электростанций. Также появились первые аргентинские и чилийские эмитенты.

Глобальное замедление выпуска облигаций в 2018 году затронуло и сектор зеленых облигаций стран ЛАК, причем нигде это не ощущалось так остро, как в этом регионе, поскольку роль сыграла неопределенность относительно выборов в Бразилии, Мексике и Аргентине, а также нестабильность в Венесуэле. Хотя в 2018 году на этом рынке дебютировал Уругвай.

Рост общего объема эмиссии в 2019 году связан, по всей видимости, с эмиссиями сертифицированных климатических государственных облигаций Чили на $1,4 млрд и на 861 млн евро.

Расстановка сил

Среди стран ЛАК существуют значительные различия между преобладающими типами эмитентов зеленых облигаций. Например, в Бразилии доминируют нефинансовые корпорации, в Чили, Перу и Колумбии — государство, в Мексике — банки развития, в Аргентине — муниципальные органы власти. Вероятнее всего, такое разнообразие будет сохраняться и далее.

Более чем где бы то в мире в странах ЛАК доминирует в выпуске зеленых облигаций привлечение средств на землеустройство и экологически чистую промышленность. Объем привлечения средств на возобновляемую энергетику в 2019 году соответствует другим рынкам, то есть находится на высоком уровне. Вместе с тем привлечение средств на строительство и водные проекты имеет более низкую долю, чем в других регионах земного шара.

Более 80% эмиссии приходится не на местные валюты, а на твердые мировые, в основном на доллар США. Однако и тут есть исключения, например: абсолютно все эмиссии колумбийских эмитентов номинированы в колумбийском песо. Существует высокая доля частных эмиссий, в особенности (как и в других регионах земного шара) это касается финансовых учреждений, в которых государство не входит в состав учредителей.

В настоящее время среди стран ЛАК на рынке зеленых облигаций доминируют Бразилия, Чили и Мексика. Низкий уровень развития финансовых рынков стран ЛАК представляет собой существенную помеху возможности расширения инвестиций в зеленые проекты. До сих пор только 8 стран ЛАК эмитировали зеленые облигации, при этом из них 41% приходится на Бразилию. Далее следуют Чили (25%), Мексика (14%), а остальные пять стран (Перу, Аргентина, Коста-Рика, Колумбия и Уругвай) имеют по 5% или меньше. По количеству эмиссий первую тройку также составляют Бразилия (36%), Мексика (15%) и Чили (11%).

Роль государства

Единственной страной региона, выпустившей суверенные зеленые облигации, является Чили, причем у чилийских властей имеются намерения продолжить и увеличить выпуск. О своих планах выпуска в 2020 году суверенной зеленой облигации объявило Перу. Чили совершило две эмиссии суверенных зеленых облигаций в июне и июле 2019 года. Они являются частью национальной стратегии финансирования проектов, которые вносят свой вклад в достижение целевых показателей государством в соответствии с Парижским соглашением. За счет этих эмиссий база инвесторов в Чили значительно расширилась. Около половины облигаций было куплено социально ответственными инвесторами. Большая часть вырученных от этих эмиссий средств будет направлена на финансирование развития экологически чистых видов общественного транспорта, остальное — на водно-энергетические проекты.

Крупнейшие проекты — строительство новой линии метро в Сантьяго длиной 26 км, продолжение третьей (на 4 км) и пятой (на 5 км) линий, рефинансирование строительства третьей линии длиной 22 км; проект развития наземного электротранспорта, включающий покупку 600 новых электробусов, строительство девяти зарядных станций, строительство более сорока умных автобусных остановок в Сантьяго.

Государственная стратегия Чили включает в себя достижение 40%-ной доли электрических частных транспортных средств и 100% электрического общественного транспорта к 2040 году. Помимо этого, ведутся работы по монтажу солнечных панелей на зданиях, установке солнечных панелей в местах проживания индейцев, мониторингу водных ресурсов.

Перспективы

На 2020 год во всем регионе ожидается рост эмиссии зеленых облигаций и количества сделок, совершаемых с ними. Это обусловлено ростом необходимости инвестиций в зеленую инфраструктуру, устойчивое экологически чистое сельское хозяйство и «голубые» (то есть океанические) проекты.

В первую очередь в инвестициях нуждаются латиноамериканские и карибские энергетические и водные компании. Помимо этого, аналитики Climate Bonds выявляют несколько государственных учреждений региона, которые могут быть потенциальными эмитентами. В последние два года в странах ЛАК стремительно развивалось внедрение климатической политики и связанных с ней инициатив, особенно в области зеленого финансирования.

В среднем в государствах ЛАК целевые показатели национального вклада в реализацию Парижского соглашения колеблются в рамках сокращения выбросов парниковых газов на 20–30% по сравнению с базовыми для региона уровнями. Наиболее амбициозные планы у Бразилии, которая поставила цель сократить выбросы на 37% к 2025 году и на 43% к 2030 году по сравнению с уровнем 2005 года. Естественно, для того чтобы поставленные цели были выполнены, зеленое финансирование должно расшириться.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья