Журнал «Инвест-Форсайт» продолжает публикацию интервью в серии «Дежурный по инвестициям».
В большинстве регионов России властями созданы специальные агентства по привлечению инвестиций. Не стала исключением и столица страны. Хотя, казалось бы, Москва меньше всего нуждается в этом — она и так является самым привлекательным рынком страны. О том, как правительство Москвы работает с инвесторами и пытается улучшить инвестиционный климат в городе, «Инвест-Форсайт» беседует с директором Городского агентства управления инвестициями Леонидом Костромой.
— Леонид Валерьевич, зачем вообще нужно ваше Агентство?
— Городское агентство управления инвестициями было создано Правительством Москвы 6 лет назад, основной его функцией является сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна». То есть инвестор, приходя в Москву и желая открыть — либо развить — проект, может с помощью Агентства решить все вопросы, которые возникают в рамках взаимодействия с органами исполнительной власти. Мы выступаем таким промежуточным звеном, которое гибко решает вопросы инвестора, взаимодействия с органами власти. С другой стороны, одним из ключевых фокусов в работе Агентства является развитие проектов государственно-частного партнерства, реализуемых через концессионные соглашения, контракты жизненного цикла. Все проекты государственно-частного партнерства в Москве реализуются с нашей помощью. Плюс есть ряд важных задач. Это вопросы продвижения Москвы в качестве места для инвестирования. Это вопросы продвижения тех инвестиционных проектов, которые город хочет реализовать за счет средств частного инвестора. Плюс большая часть наших усилий посвящена развитию законодательной базы. Мы, общаясь с инвесторами, понимаем те вопросы, которые у них возникают, выходим на органы исполнительной власти с законодательными инициативами, которые открывают какие-то новые возможности для инвесторов в Москве.
— Столица — и так достаточно привлекательный рынок. Нужен ли специальный орган, который привлекает сюда инвесторов?
— Москва в данном случае скорее конкурирует за инвестиции с крупнейшими мегаполисами мира, в том числе за международных инвесторов. Мы конкурируем за инновационные компании, IT-компании, за финансовый сектор, за девелоперские компании. В этом смысле мы в первую очередь ориентируемся на лучшие мировые практики. Безусловно, смотрим и за тем, что происходит в соседних регионах. В конкуренции за инвестиции наши регионы тоже не дремлют, хотя и мы не стоим на месте. Вы слышали, наверное, про рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, который составляет Агентство стратегических инициатив. Москва в нем поступательно улучшает позиции. Если в прошлом году мы были на 10-м месте, то в этом вошли в тройку лидеров среди всех регионов РФ. И я надеюсь, на достигнутом мы не остановимся и будем стремиться занять первое место.
— Вы говорите, в пользу инвесторов взаимодействуете с органами исполнительной власти. Понятно, что важнейшая часть инвестиционной привлекательности — скорость принятия решений. Скорость выдачи разрешительной документации на строительство, скорость подключения коммуникаций и так далее. Это объективные обстоятельства, вряд ли агентство может здесь что-то сделать. Или может?
— Агентство в своей части, безусловно, помогает. Мы, имея несколько каналов коммуникаций с инвестором, видим проблемы, с которыми они сталкиваются; через прямую линию получаем более тысячи обращений в год. Мы их систематизируем и понимаем, какие проблемы существуют на уровне города. Выходим с законодательными инициативами. Если позволяет уровень проблемы, запускаем, например, онлайн-сервис на нашем портале, то есть упрощаем процедуры, делаем более быстрыми. Например, на нашем Инвестиционном портале investmoscow.ru сконцентрированы все объекты недвижимости, которые город продает. Кроме того, на том же портале у нас появилась функция подачи онлайн-заявки на аренду площадей в технополисах и технопарках. Любых технополисах — как городских, так и частных. Инвестор может выбрать интересующий его технопарк и увидеть, какие площадки доступны. Соответственно, мы связываемся с конкретным технопарком, организуем встречу — ускоряем процесс, и в то же время его контролируем, чтобы заявка не потерялась. Или, если по каким-то причинам тот или иной технопарк не подошел, предлагаем другую площадку, помогаем вести переговоры. Таких онлайн-сервисов у нас уже 14. Они были созданы за последние полтора года. В этом году у нас порядка 30 тысяч инвесторов и предпринимателей ими воспользовались. Мы постоянно увеличиваем количество сервисов.
— Как вообще инвестпроект попадает в поле зрения агентства?
— Здесь может быть несколько каналов. Первое, есть Инвестиционный портал. Там есть соответствующий раздел «Заявка на инвестиционный проект». То есть инвестор может направить короткий паспорт своего инвестиционного проекта, нуждающегося в поддержке города (предоставление земельного участка, налоговых льгот, или еще каким-то образом). Второе — мы активно принимаем участие во всевозможных мероприятиях для инвесторов: форумах, отраслевых совещаниях, круглых столах и так далее, рассказывая о возможностях, программах, которые город запускает. Третье — приходят обращения от инвесторов к отраслевым органам исполнительной власти на имя мэра, вице-мэра, в Департамент экономической политики и развития; эта информация также стекается к нам в агентство. Работают любые каналы — это может быть и неформальный разговор. Сейчас у нас на сопровождении находится 167 проектов на разных стадиях.
— Если открыть газету, в тексте, где есть слова «инвестор» и «Москва», обычно присутствует еще третье слово — «строительство». То есть считается, что «московский инвестор» — тот, кто строит либо жилье, либо коммерческую недвижимость. Вне возведения зданий и сооружений есть какие-то интересные инвестиционные истории?
— Москва — крупный постиндустриальный мегаполис. Если мы посмотрим на структуру валового регионального продукта, в нем большая доля сервисных, финансовых услуг, образования, медицины и так далее. Хотя, безусловно, строительство — отрасль значимая, и, несмотря на кризисные явления, наш строительный комплекс темп не потерял. Но если брать общую структуру инвестиций, в том числе иностранных, существенная их доля приходится на финансовый сектор, IT, на сектор услуг. Что же касается деятельности агентства, наш приоритет — инфраструктура, развиваемая через механизмы государственно-частного партнерства. Сейчас у нас реализуется крупный проект по строительству первой платной дороги внутри Москвы. Это дублер Кутузовского проспекта. В нем задействованы только частные средства и средства Пенсионного фонда. Город освобождает земельные участки, участвует в решении вопросов по переносу коммуникаций.
У нас имеются проекты, в которых мы привлекаем деньги в социальную инфраструктуру. Так, у инвестора есть возможность аренды помещений под открытие частных клиник по льготной ставке рубль за квадратный метр в рамках программы «Доктор рядом». Кроме того, у города до сих пор остаются на балансе неиспользуемые бывшие детские сады, которые требуют реконструкции и ремонта — в эти проекты мы также привлекаем частные деньги. Инвесторы реконструируют их, оборудуют, потом получают льготную ставку на 20 лет — один рубль за квадратный метр — и, соответственно, ведут там образовательную деятельность. Аналогичная программа у нас и по объектам культурного наследия.
— Дублер Кутузовского проспекта уже начал строиться?
— Пока нет. Сейчас идет активная стадия проектирования и освобождения земельных участков. Мы надеемся, что инвестор выйдет на стройку в следующем году. Кстати, одним из индикаторов того, что проект является успешным, является интерес к нему со стороны иностранных инвесторов. Пока единственным инвестором проекта был Пенсионный фонд, но управляющая проектом УК «Лидер» сейчас ведет активные переговоры о вхождении в проект с Российским фондом прямых инвестиций, с несколькими арабскими фондами. То есть мы видим интерес к московским инфраструктурным проектам со стороны иностранных инвесторов. И у нас еще есть в проработке несколько похожих проектов, связанных с дорожным строительством. Я надеюсь, в ближайшие годы мы увидим их реализацию.
— В Москве будут еще платные дороги?
— Более 70 процентов Адресной инвестиционной программы Москвы идет на развитие транспортной инфраструктуры. Новые дороги исчисляют сотнями километров в год. Но в дополнение к этим инвестициям город создает альтернативные дороги. По крайней мере, мы обсуждаем проекты с привлечением средств частных инвесторов.
— Какова была инвестиционная история такого известного проекта, как парк «Зарядье»?
— Примеров проектов типа «Зарядье» не так много. Это редкий случай того, как город идет на то, чтобы использовать дорогую землю в центре для, казалось бы, просветительских и рекреационных целей. Кроме того, город инвестировал достаточно существенные деньги в его развитие. И напрямую не очевидна инвестиционная привлекательность подобного рода проектов. Но мы смотрим на перспективу и на общеэкономический эффект, который он может дать. Это проект, который мы можем условно назвать «магнитом». Он притягивает туристов со всего мира. Мы создаем такие «магниты» с помощью инвестиций в благоустройство, в фестивали — такие, например, как «Путешествие в Рождество», «Московское варенье» и так далее. В прошлом году Москву посетили порядка 16— 17 миллионов туристов. От этого выиграли гостиницы, общепит, аэропорты. Это деньги, которые опосредованным образом возвращаются в Москву. Буквально за месяц парк посетил миллион человек — огромная цифра. И на территории есть несколько коммерческих объектов — например, ресторан, — которые позволяют напрямую возвращать затраты, понесенные городом. Но в первую очередь это «магнит», который притягивает туристов.
— А промышленность вас интересует?
— Безусловно. Как раз в прошлом году особая экономическая зона, расположенная в Зеленограде, была передана Минэкономразвития в ведение Москвы. Мы расширили территорию ОЭЗ и улучшили набор льгот, которые предоставляются там инвесторам. Сейчас у нас заключен первый офсетный контракт. В чем суть офсетного контракта: город закупает на долгосрочной основе какой-то продукт, в обмен на это инвестор должен локализовать производство этого продукта на территории города. Вот первый очень крупный проект — закупка лекарств для онкологии, иммуномодуляторов. Это 10-летняя закупка на 14 миллиардов рублей. Но инвестор в первые три года должен локализовать производство 22 лекарств на территории Москвы, а еще через год — организовать производство субстанции. Соответствующего изменения в законодательстве — 44-й Федеральный закон о закупках — мы, то есть Правительство Москвы и Министерство экономического развития, — добились буквально в прошлом году. И вот это первый проект, который как раз нацелен на импортозамещение. Я уверен, практика офсетных контрактов, когда промышленный инвестор получает гарантию сбыта, а город получает локализацию производства, пониженную цену, рабочие места, налоговую базу на территории, — крайне важный механизм. Город Москва является одним из крупнейших закупщиков не только на уровне страны, но и на уровне мира. У нас городской заказ более полутриллиона рублей. Имея эту поддержку, я думаю, мы будем эту практику реплицировать. И промышленный инвестор будет дополнительно мотивирован прийти в город.
— С вашей точки зрения: какие самые слабые стороны Москвы в плане инвестиционной привлекательности?
— Многие инвесторы полагают, что в Москве вести бизнес дорого. Отчасти можно с ними согласиться. В Москве высокий уровень зарплат. Но в обмен инвестор получает квалифицированную рабочую силу. Инвестор может найти любого специалиста — не надо обучать, не надо перевозить. Как правило, не надо обеспечивать дополнительным жильем. Потому что не секрет, что многие инвесторы, вложившись в несколько российских особых экономических зон, столкнулись с недостатком квалифицированных рабочих кадров, с необходимостью дополнительного обучения. С другой стороны, понятно, что издержки ведения бизнеса, в том числе инфраструктурные, могут быть выше, чем в других регионах. Подключить завод к инженерии в Москве может стоить дороже. Потому что за счет насыщенности коммуникаций провести любую трубу или дорогу сложно — существует сложившаяся городская застройка. И мы — и Агентство, и Правительство Москвы — мониторим ценовую конкурентоспособность города по сравнению с другими территориями и стимулируем реальный сектор. Мы выдаем дополнительные субсидии на приобретение оборудования, мы компенсируем процентные ставки по заемным средствам на закупку нового оборудования. Недавно мэром было принято решение о компенсации 50 процентов расходов на подключение воды, электричества и газа для новых промышленных предприятий. Это снижение издержек и существенный стимул для реального сектора. Плюс город дает максимальные налоговые льготы по налогу на прибыль, на имущество и на землю для эффективно работающих московских предприятий. Уже на стадии проекта город готов давать максимальные льготы, которые ему позволяет федеральный законодатель.
Таким образом, мы дополнительно стимулируем приход инвестиций в реальный сектор экономики. И здесь у нас уже есть достижения: 65 предприятий получили статус промкомплексов, технопарков, якорных резидентов и получают налоговые льготы. Сейчас мы активно ведем работу с несколькими предприятиями по заключению соглашений по реализации гринфилд-проектов. Инвестор получает на стадии реализации проекта максимальные налоговые льготы и дополнительные субсидии, но берет на себя обязательства по созданию производства, по осуществлению инвестиций и по заработным платам сотрудников предприятия.
— Продолжая тему. В последние 10-20 лет из города выезжали традиционные промышленные предприятия, и их территории, соответственно, как-то застраивались. Есть у производственных проектов в городской черте перспективы?
— Сейчас город ведет активную работу по инвентаризации промышленных зон, промышленных объектов и земельных участков на своей территории. В Правилах землепользования и застройки, которые город принял недавно, по большинству существующих промышленных территорий закреплена именно эта функция. То есть собственник земельного участка понимает, что здесь можно будет развивать только промышленность. Город очень ответственно подходит к зонированию, потому что Москва не должна превратиться полностью в спальный район. Должен быть баланс между деловой, промышленной и жилой застройкой. Поэтому город ведет все более активную политику по стимулированию развития промышленности, по долгосрочному закреплению функционала земельного участка. Раньше многие промышленные предприятия ждали возможности реализовать какой-то девелоперский проект на своих земельных участках. Сейчас город посылает активные сигналы, что он готов поддерживать промышленность разными способами. Он в том числе задает технико-экономические показатели, позволяющие инвестору построить минимум 15 тысяч квадратных метров промышленных помещений на одном гектаре земли. Плюс город своей налоговой политикой стимулирует использование земельных участков. Сейчас становится все менее выгодно сидеть на неиспользуемом участке. Город с помощью разных механизмов — в первую очередь налогового стимулирования — подталкивает предприятия вовлекать свои земли в хозяйственный оборот. После человеческих ресурсов, наверное, самый важный ресурс — это земля. Он ограничен, он дорог. Поэтому город, используя экономические, налоговые и административные инструменты, максимально стимулирует вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот.
— Одна из функций, которую вы декларируете, — участие в организации финансирования инвестпроектов, переговоры с крупными финансовыми организациями. Повлияли ли санкции на эту сторону работ? И какие организации являются главными источниками финансирования ваших проектов?
— Что касается санкций, мы не видим существенного их влияния на динамику кредитования. Прирост объемов кредитования юридических лиц за первое полугодие 2017 года составил порядка 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Прямые иностранные инвестиции также не обходят стороной Москву. Согласно статистике Центрального банка, более половины поступающих в Россию иностранных инвестиций приходится на Москву. Банковский сектор, с нашей точки зрения, адаптировался к санкционным условиям существования. Мы со своей стороны активно используем институты развития. В первую очередь федеральные, которые помогают бизнесу привлекать заемные средства. Активно работаем, как я уже говорил, с Российским фондом прямых инвестиций, с нашими крупнейшими банками — в том числе ВЭБом и Сбербанком. У Москвы есть собственный гарантийный фонд, который помогает привлекать средства малому и среднему бизнесу. Мы активно помогаем инвестпроектам структурироваться под требования, которые предъявляют финансовые учреждения. Для финансового учреждения работа с агентством, с Правительством Москвы, является некой гарантией качества и дополнительным аргументом в пользу проекта.
Беседовал Константин Фрумкин