Компания Hoverserf россиянина Александра Атаманова, разработавшая летающий байк Scorpion 3, открыла шоу— рум в аэропорту Ватсонвилля (Watsonville Municipal Airport) в Кремниевой долине (США) и выпустила новый байк под названием Hover One. Как рассказал «Инвест-Форсайту» Александр Атаманов, у новой модели продолжительность полета без дополнительной зарядки увеличилась вдвое. Компания уже принимает предзаказы на продажу байков.
Быть ближе к клиенту
Еще пару лет назад, когда была выпущена первая версия летающего байка Scorpion 1, идея выглядела не более чем экспериментом, а эксперты говорили, что в России можно летать только над собственным двором. Да и сам байк может упасть, стоит заглохнуть хотя бы одному из четырех пропеллеров. Тем не менее летом 2018 г. Hoverserf открывала свой шоу-рум в США.
«Мы сделали это, чтобы быть ближе к формирующемуся рынку дронов-такси, дронов-байков и прочих дронов для перевозки людей. Именно США — основной рынок сбыта, большинство наших клиентов — отсюда. Поэтому мы решили открыть здесь шоу-рум», — объясняет Атаманов в видео, выложенном на своей странице в Фейсбуке.
Hoverserf показывает здесь свои разработки, получает отзывы, делает работу над ошибками и готовит продукт к выходу на рынок. Федеральное агентство по авиации США создало новый отдел, посвященный eVTOL (electrical Vertical Take-Off and Landing), чтобы быстро решать все вопросы, в том числе юридические, связанные с подобными летательными аппаратами. Представители агентства посещали Ватсонвилль, чтобы ознакомиться с Hover.
У Атаманова в России есть компания «ОКБ «АТМ Грузовые дроны», зарегистрированная в 2016 г., в США — Hoversurf. Инженерными изысканиями в аэрогидродинамике Атаманов занимается с 2009 г.
В конце прошлого года Атаманов рассказывал, что его компания хочет производить Scorpion 3 в России, для этого она купила большой 3D-принтер, поставила его в «Сколково» и будет печатать на нем летающее такси Formula. 3D-принтер стоил около $100 тыс. и был сделан по спецзаказу российской компанией. А вот Hover One, напротив, сделан в США. Он черного цвета и полностью изготовлен из карбона по технологии монокок, как гоночный суперкар. Монококовые, или бескаркасные, конструкции фюзеляжей возникли в авиации еще в 1910‑е годы с целью уменьшить сопротивление воздуха. Сегодня по этой технологии производят несущие кузова гоночных автомобилей и лодок. Карбоновый монокок будет защищать пилота от сильнейших ударов. К тому же карбон на 40% легче стали и может выдержать нагрузку в 70 тонн на кв. миллиметр.
«Благодаря карбону вес рамы изменился с 43 кг до 15 кг», — говорит Атаманов.
Это значит, весь байк стал весить 76 кг, тогда как предыдущая версия Scorpion 3 весила 104 кг. Цена нового байка будет выше $60 тыс. (столько стоит Scorpion 3), однако конкретную цифру компания пока не раскрывает. Изготовление карбонового монокока остается очень дорогим.
Как работает летающий мотоцикл
Летающие мотоциклы, спроектированные компанией Hoversurf, — это гибрид мотоцикла и квадрокоптера. Он взлетает с обычного парковочного места. Впервые машина была представлена на технологической стартап-конференции Startup Village 2016. Для передвижения в воздухе в байке используются четыре пропеллера, а пилот располагается между ними, довольно близко к незакрытым лопастям пропеллеров. Эти пропеллеры вызывают критику: они опасны для пилота; машину даже называют газонокосилкой.
Летающий мотоцикл может развивать скорость до 70 км/ч, находиться в воздухе до 25 минут на высоте до 5 м, имеет одно посадочное место, способен нести нагрузку до 270 кг, а также работать в автономном режиме. Кроме того, машина умеет передвигаться по земле как обычный мотоцикл: тогда заряда хватает на 8 часов при максимальной скорости в 200 км/час. Лицензии пилота для управления машиной не потребуется — вес воздушного судна — от 76 до 104 кг вместе с аккумулятором (в большинстве стран регистрация или лицензия пилота не требуется, если вес дрона ниже 115 кг). Заряда на 20-25 минут полета мало, но Hover One уже может летать 40 минут.
Что придет на смену опасным пропеллерам
«Мы знаем, что пропеллеры пугают людей, — говорит Атаманов, — мы работаем над нашей запатентованной технологией Venturi EDF. Эта технология заменит пропеллеры на всех наших будущих продуктах».
Речь идет о том, чтобы вместо винтов применять блоки электрических вентиляторов в кольцевых обтекателях, сделанных по технологии EDF (Electric Ducted Fan). Такие блоки будут установлены на летающем такси Formula, его испытания начнутся уже в сентябре, по словам Атаманова. Журнал «Популярная механика» так писал про эту технологию:
«Главная проблема EDF-вентилятора — низкая эффективность. Однако компании Атаманова удалось повысить ее до показателя классического пропеллера: изменили кольцевой обтекатель, прорезав в нем дополнительные воздухозаборные щели. Благодаря эффекту Вентури КПД поднялся до приемлемого уровня. Получился компактный маленький электрический движитель, который придет на смену пропеллерам».
Главные проблемы данной схемы — большой расход энергии, малая скорость и низкая ветростойкость (пилоты дронов знают, как легко потерять их даже в небольшой ветер). Но пока в текущей версии байка Hover стоят обычные винты.
Автор: Наталья Кузнецова