В самое ближайшее время в России стартует реформа лизинговой отрасли. Минфин и Центробанк по заказу Правительства уже подготовили проекты документов для перезапуска всей сферы финансовой и операционной аренды. Новый закон «О лизинговой деятельности» будет принят до конца текущего года, а в 2020 году все его основные положения вступят в силу. Однако непосредственные участники рынка не уверены в том, что их пожелания и рекомендации были учтены в итоговом документе.
Работа над созданием целого комплекса нормативных документов по регулированию лизингового кредитования длилась сравнительно недолго — всего год. Она началась в апреле прошлого 2016 года по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова. Тогда проектом занялись сразу в трех организациях. В Минфине готовились переводить отрасль на новый план счетов, сближая текущие требования российского бухучета с международной системой финансовой отчетности. Центральный банк разрабатывал общие требования к профессиональным участникам: по созданию саморегулируемых организаций, ведению реестра, по размеру капитала, оценивал предложения по внесению поправок в гражданский и налоговый кодексы. Сами участники рынка работали по всем направлениям, надеясь, что все их замечания и пожелания будут услышаны органами исполнительной власти. В итоге конструктивного сотрудничества не получилось: представители ЦБ остались недовольными рабочей группой, созданной Ассоциацией лизинговой отрасли, участники рынка в замешательстве и не понимают, к чему приведет реформа, а Минфин и вовсе действует автономно, занимается исключительно методологией и практически не принимает участия в развернувшейся дискуссии.
Практики обращают внимание законотворцев на особенности лизингового бизнеса: «Учитывая, что лизинговые договоры, как правило, заключаются более чем на пять лет, было бы не совсем правильно переходить на совершенно новую систему работы лизинговых компаний в течение года, двух и даже трех лет, — считает Владимир Гамза, председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ. — Переход в течение пяти лет был бы оправдан».
Остается неясным для участников рынка и вопрос о новых требованиях к минимальному размеру собственных средств. По расчетам экспертов Центробанка, только лишь у 5% лизинговых компаний на сегодняшний день сумма собственных средств — меньше 20 млн рублей.
«Это минимальные требования регулятора по сравнению с другими финансовыми рынками, — заявил Сергей Моисеев, советник первого заместителя председателя Банка России, представляя детали подготовленного законопроекта. — К тому же это значение не окончательное — оно будет корректироваться по мере формирования рынка».
Но на чем основана эта цифра?
«Непонятно, как устанавливаются капитальные требования для различных отраслей, — недоумевает Владимир Гамза. — Для лизинговой отрасли, которая не привлекает средства населения, минимальный капитал будет 20 млн рублей, а по ФЗ-214 для застройщиков, которые привлекают средства населения, минимальный капитал — 2,5 миллиона рублей».
Наибольшее беспокойство у лизинговых компаний вызывают изменения в методике финансового и налогового учета. Участники рынка опасаются, что нововведения, подготовленные Минфином, приведут к массовому сокращению бухгалтеров, которые не смогут выполнять нормативные требования. Найм или обучение новых сотрудников — это дополнительные издержки, которые приведут к повышению стоимости конечного предложения для потребителя. Минфин, в свою очередь, разводит руками — «перемены неизбежны». Тем более что сейчас отрасль работает по закону, принятому еще в 1997 году, в котором были даны только лишь определения основных понятий.
«Мы сейчас разрабатываем методологию по адаптации российской системы бухгалтерского учета с международной системой МСФО, — пояснила суть работы, проводимой Минфином, Виктория Приображенская, советник департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ. — В результате учет станет гораздо сложнее, но только таким образом мы сможем учитывать и рассчитывать экономические параметры, необходимые для анализа деятельности отраслевых компаний».
И это лишь небольшая часть разногласий, о которых стало известно «Инвест-Форсайту». Летом прошлого года на основе Ассоциации лизинговой отрасли была создана рабочая группа, в которую вошли представители лизинговых, аудиторских компаний, а также Центрального Банка.
«Наша рабочая группа работала до начала реформы ЦБ и продолжала работать совместно с ЦБ летом 2016 года, — рассказал Алексей Киркоров, финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг». — Было всего 2 месяца на проработку измененных правил учета и изменений к Налоговому кодексу РФ. Мы собирались еженедельно и за 9 встреч подготовили соответствующие предложения, которые были направлены не только к ЦБ РФ, но и в Минфин».
Однако Сергей Моисеев результатов работы этой группы не увидел.
«Нам нужны конкретные правки в Налоговый кодекс, нам нужна консолидированная позиция участников рынка и экономическое обоснование с расчетами, — заявил г-н Моисеев в ходе круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски», организованного RAEX. — Вот эти три вещи не были получены».
Итоги работы группы известны: специалисты подготовили тексты поправок в Налоговый кодекс, способные, по их мнению, положительно повлиять на работу отрасли в целом. Однако были ли учтены замечания экспертов в итоговом документе, неизвестно — ЦБ не раскрывает деталей, и участникам рынка приходится только догадываться, в чем будет заключаться реформа.
Такая ситуация не способствует конструктивной работе: компании готовятся к ужесточению требований и пытаются подсчитать возможные издержки, в том числе рассматриваются возможности выхода из бизнеса. У сторон нет согласия даже в том, сколько компаний сейчас в России вообще предоставляет лизинговые услуги. По разным оценкам, в стране существует от пары сотен до нескольких тысяч компаний. Наибольшее число лизинговых фирм числится в Росреестре, но сколько из них действительно осуществляет задекларированную деятельность — неизвестно. В своих расчетах Центральный банк оперирует данными налоговой службы, которая передает ведомству данные о налогах, уплачиваемых по видам деятельности, и в итоге насчитала порядка двухсот действующих компаний. И хотя вопрос о подсчете крупных игроков на рынке не стоит, точное количество компаний, занимающихся лизингом в регионах, не знает на самом деле никто: ни государство, ни непосредственные участники рынка.
Наличие внутренних разногласий — естественный процесс при выработке единой позиции по любому важному вопросу. И значение предстоящих изменений для множества участников рынка трудно переоценить. Однако представители практически всех крупных лизинговых компаний выразили опасения, что все готовящиеся перемены в законах приведут лишь к «зарегулированности» рынка. Свою жесткую позицию ЦБ объясняет неспособностью самих профучастников внести в предстоящую реформу инновационные предложения, а потому регулятору приходится отстаивать базовый сценарий и самостоятельно принимать решения о том, что будет лучше для развития лизинга в России.
Автор: Анна Варкентина