Технологии

Люди вступили в схватку с беспилотниками

Роботы и искусственный интеллект все больше пугают людей. В мире начинают оформляться движения по борьбе с новыми технологиями. Начинается эпоха новых луддитов.

Виталий Тимкив / РИА Новости

Терминатор вселил в людей страх перед роботами

По сообщениям калифорнийского департамента автотранспорта, с начала 2018 года беспилотные автомобили были участниками шести ДТП, и в двух случаях они сами подверглись атаке людей.

В первом случае мужчина-пешеход нанес удары по Chevy Bolt, когда беспилотник остановился на светофоре, чтобы пропустить пешеходов. В этот момент на водительском сиденье находился человек, как того требуют законы штата, но он не участвовал в управлении транспортным средством. Из полицейского отчета следует, что «пешеход с яростными криками подбежал и ударил автомобиль» — он повредил бампер и фару.

Второй инцидент произошел также в Сан-Франциско. На сей раз беспилотный автомобиль того же производителя стал объектом нападок таксиста. Мужчина нанес несколько ударов по стеклу транспортного средства после того, как беспилотник припарковался следом за такси. В результате происшествия никто не пострадал, но на стекле остались царапины.

Хотя для выявления тренда статистических данных пока мало, но эксперты считают, что подобные ДТП — сигнал усиливающегося страха людей перед нашествием роботов. Накануне второго апреля, когда в Калифорнии вступит в силу разрешение беспилотникам выезжать на дороги общего пользования без водителя-инструктора, это становится настоящей проблемой.

Это важный период: доказать безопасность беспилотников и открыть им дорогу в жизнь можно только продемонстрировав их возможности и надежность, а для этого необходимо наездить тысячи километров в реальных условиях. В этом заинтересованы многие компании-разработчики «мозгов» для автомобилей из разных стран, которые именно в Калифорнии надеются получить легальную возможность обкатать технологии.

Есть среди них и российская компания Cognitive Technologies. «Инвест-Форсайт» попросил президента компании Ольгу Ускову прокомментировать тревожные новости.

«Появление таких сообщений было ожидаемо, но никто не мог представить, что это произойдет так скоро, а действовать противники роботизации будут с такой агрессией», — подчеркнула Ольга Ускова. По ее словам, аналогичные новости приходят со всех континентов. Это внестрановая история, которая привлекает в основном малообразованных людей. «Уже понятно, что движение приобретает организованный характер: люди начали образовывать общества борьбы с роботами. Тема подогревается со стороны одиозных религиозных проповедников, различных сектантов, и к этому мы оказались мало подготовленными», — отметила Ольга Ускова.

По ее оценке, около 5% населения готовы агрессивно выступать против распространения новых технологий. Но гораздо опаснее, что этими людьми могут прикрываться различные преступные группировки, которые занимаются воровством, порчей имущества.

В России, по мнению президента Cognitive Technologies, ситуация будет развиваться в похожем русле, но чуть позже и не в таком объеме. Отечественной статистики по этой теме пока нет, так как законодательно использование роботизированной техники на дорогах общего пользования запрещено, и у Cognitive Technologies всего две машины участвуют в полевых испытаниях. При этом в компании отмечают, что отношение случайных свидетелей и сотрудников правоохранительных органов благожелательное.

В отличие от многих стран в России выше нижняя планка образования, и россияне более терпимо относятся к проникновению в их жизнь новых технологий. Но параллельно с научными разработками должны эволюционировать регуляторная практика и методы просвещения. Заниматься ими нужно на государственном уровне уже сегодня и объяснять, что беспилотные авто — это безопасность на дорогах, повышение комфорта пассажиров, уровня жизни, а не попытка ограничить человека.

Луддиты новые — методы старые

Борьба с машинами — повторяющаяся история на пути прогресса. Что-то похожее можно было наблюдать в начале 20-го века при переходе с гужевого транспорта на автомобильный, а еще раньше — при попытках сломать первые ткацкие станки на английских фабриках.

Изображение луддитов, ломающих ткацкий станок, 1812 год

«С момента восстания луддитов в Англии против машин 1811 год прошло уже более 200 лет, а ума у человечества несильно прибавилось. Булыжник — все то же оружие пролетариата. И все также ломиками пытаются остановить прогресс и течение времени», — замечает Ольга Ускова.

Движение против новейших технологий уже получило название неолуддизма и носит голливудский характер. Правдоподобно нарисованные режиссерами Терминатор и трансформеры становятся реальностью и, по аналогии с кинофильмами, воспринимаются как предтеча Армагеддона.

Фото: knightscope.com

В эту картину укладываются произошедшие недавно инциденты с роботами. В приюте для животных в Калифорнии стали использовать робота для патрулирования территории и борьбы с нарушающими порядок бомжами. Услуги такого охранника обходятся в $7 за час (арендная ставка производителя), и это на $3 меньше официально установленной минимальной оплаты труда. Для борьбы с роботом появилась специальная группа людей. Рассерженные его появлением жители периодически роняют 150-килограммовое устройство, накрывают его брезентом и даже однажды облили приборную панель соусом для барбекю. Аналогичный случай произошел в Маунтин Вью, где пьяный житель опрокинул робота Knightscope, так как, по его утверждению, машина напала на него.Часто можно увидеть фотографии умышленно перевернутых роботов-доставщиков, которые везут клиентам пиццу или корреспонденцию. Под давлением общественности в Калифорнии даже обязали компании не выпускать на улицы более трех роботов одновременно и ограничить их скорость 3 милями в час, чтобы не затруднять движение на тротуарах. Нападкам со стороны людей подвергся и робот-повар в закусочной, который жарил гамбургеры. После этого в соцсетях начал набирать популярность хэштег «восстание роботов».

Пока сотрудники спецслужб и социологи задаются вопросом, чего больше в этих случаях — хулиганства, действий от скуки или реального страха перед автономными роботами и транспортными средствами, в интернете даже распространяются такие воззвания:

«Мы призываем принять законы, позволяющие за идею с беспилотными автомобилями сажать в тюрьму, а также свободно мыслящих людей объединяться и противостоять этому — любыми удобными способами. Идея борьбы с беспилотниками должна стать модной и вовлекать все слои населения. Уже сегодня необходимо думать о создании всемирного движения сопротивления внедрению беспилотных автомобилей. Активно разрабатывать технические средства и прочие хитрости для эффективной борьбы. Оказывать всяческую поддержку участникам сопротивления в любом городе мира, где это будет внедряться, или тестироваться».

Как отмечает биофизик, ведущий эксперт Института биологии старения, член футуристического клуба «Проектирование будущего» Игорь Артюхов, ничего удивительно в таком развитии событий нет: все новое всегда страшит. В сфере беспилотных транспортных средств, и шире — у технологии искусственного интеллекта, есть группа противников. Часть из них испытывают смутные сомнения по поводу новшеств, и есть небольшое число тех, кто готов активно противодействовать инновациям.

«В медицине, например, консерватизм врачей очень сильно тормозит внедрение хирургических роботов и искусственного интеллекта для диагностики», — говорит Игорь Артюхов.

Полная социальная адаптация новых технологий, по его оценке, произойдет только со сменой поколения.

С точки зрения развития рынков и технологий общественное противодействие не приведет к серьезным колебаниям, но вызовет дополнительные трудности для производителей техники и тех, кто определяет правила игры. Последним еще предстоит выдержать натиск лоббистов, взявших на вооружение популистский лозунг: «роботы забирают рабочие места у людей».

Автор: Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья