ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Максим Кыркунов: Почему ЦОДы не строят в регионах

Центры обработки данных (ЦОД) — важнейшая часть инфраструктуры современного бизнеса, который сегодня не может существовать без использования больших компьютерных мощностей — которые, собственно, и размещаются в ЦОДах. О тенденциях и перспективах отрасли, приоритетах развития, а также о конкуренции отечественного производителя с зарубежными поставщиками оборудования рассказал Максим Кыркунов, генеральный директор C3 Solutions — компании, специализирующейся на поставках инженерных решений для ЦОДов. 

Максим Кыркунов: Почему ЦОДы не строят в регионахЭволюция в отрасли и расстановка приоритетов

— Сейчас принято считать, что ЦОД — это огромное сооружение со сложной инфраструктурой и многочисленной защитой. Чем классический ЦОД отличается от обычной 19-дюймовой стойки, набитой кучей оборудования и проводами?

— Основное отличие — в мощности и количестве вычислительного оборудования и объеме обрабатываемых данных. Стойки подходят для маленьких офисов с небольшим объемом данных. Если речь идет о работе среднего и крупного предприятия, без ЦОДа ему не обойтись.

Но ЦОДы, как и все прочие современные технологии, достаточно быстро меняются. Они реагируют на потребности бизнеса, которые обусловлены работой с растущим объемом данных. В настоящий момент данные, их хранение и обработка формируют требования к инженерной инфраструктуре ЦОДа и технологиям для его строительства. С учетом нарастающего количества данных основная дилемма в текущий момент — выбор между централизацией данных и быстротой их обработки. Соответственно, для централизованного хранения используются те самые огромные сооружения — ЦОДы на сотни и тысячи стоек, к которым все привыкли, а для быстроты в текущий момент сформировался и набирает обороты рынок ЦОДов для периферийных вычислений (так называемые микроЦОДы). Эти решения выносятся в зону непосредственной генерации данных, когда нет времени, чтобы посылать данные по каналам связи в централизованное хранилище и ждать управляющего решения оттуда. В качестве примера также можно привести какой-то технологический процесс производственных предприятий, требующий быстрого отклика в онлайн-режиме, или же работу отдаленных филиалов банка.

— Что изменилось за годы существования компании, какие изменения произошли в вашей работе?

— Мы изначально были нацелены на решения для ЦОДов для средних и крупных организаций. Нам уже 6 лет, и, несмотря на быстрые изменения во внешней среде, фокус компании был практически сохранен. Нашими клиентами являются структуры, для которых IT — критичный элемент бизнеса, такие как банки, телеком-компании, коммерческие ЦОДы. Эти заказчики наиболее требовательны к производителям и поставщикам IT-решений, поэтому порог входа на наш рынок достаточно высок. Преодолев его, ты обязан продолжать улучшаться. И мы быстро адаптируемся, стараемся учитывать постоянно растущие потребности наших клиентов.

— В сегменте оборудования для ЦОД какая модель продаж более востребована: индивидуальный подход или массовый продукт?

— Как любая производственная компания в первую очередь мы ориентируемся на массовое производство. Безусловно, нам приходится «подтачивать» наши продукты и решения под индивидуальные особенности и потребности заказчиков. Так что без кастомизации не обойтись. На нее есть спрос.

— Вы не стоите на месте, постоянно разрабатываете что-то новое. В каких сегментах рынка вы готовы включиться в дополнительную борьбу? 

— Для лучшего понимания ЦОД его легко представить в виде трех функциональных слоев. Это обработка данных, их передача и инженерные системы, обеспечивающие функционирование первых двух. Мы сейчас работаем в третьем функциональном слое. Вполне возможно, со временем будем передвигаться в сферу передачи данных, хранения и обработки. Основной вектор развития на сегодня — это обеспечение всех элементов инфраструктуры для цифрового будущего. Сейчас много компаний увлекаются различного рода трансформациями, и мы не исключение. Мы экспериментируем и в структуре, и в продуктовой линейке. Но следует осознавать, что бесконечные трансформации рискованны для бизнеса: нужно уметь вовремя останавливаться, чтобы закрепить и отработать полученный результат, чтобы подготовиться к очередному шагу в развитии.

Импортозамещение и государственная поддержка

— Если оглянуться назад и проанализировать все ваши заказы, какой в среднем процент российского оборудования был в ЦОДах, с которыми вы сотрудничали? Насколько в целом возможно импортозамещение в том сегменте рынка, в котором вы работаете?

— Среднюю температуру измерить сложно, но по динамике наших заказов могу точно сказать: интерес к российскому производству ощутимо растет. На российском рынке автомобилей уже де-факто действует правило: локализуйся или умри. Аналогичный тренд мы наблюдаем в сфере решений для обработки данных. В последнее время к нам часто обращаются зарубежные компании, которые заинтересованы в локализации своего производства на наших площадках.

Что касается C3 Solutions, в среднем по всем нашим продуктовым линейкам процент локализации, то есть российского производства, достаточно высок: ориентировочно 70-80%. В текущий момент мы проходим процедуру включения в реестр отечественных производителей Минпромторга — цифры будут подтверждены уже формально.

— Что помогает российскому производителю противостоять зарубежным компаниям, в том числе китайским? 

— Рынок решений для ЦОДов четко разделен по сегментам. Мы всегда играли в сегменте middle+ (выше среднего). Поэтому в основном приходится противопоставлять свои решения не китайским производителям low-сегмента, а западным компаниям, именитым брендам, которые до нашего появления безраздельно «царствовали» на этом рынке. При этом немало проектов, где наши партнеры праздновали успех в борьбе и с азиатскими производителями. По сути мы обеспечиваем тот же комплексный охват, предоставляем полноценный аналог зарубежным производителям и функционально, и по качеству, а по цене мы — благодаря производству в России — от 30% до 50% дешевле. При этом в сфере госзакупок у наших партнеров есть дополнительное 15-процентное ценовое преимущество за счет законодательного режима поддержки отечественного производства.

— Вы чувствуете поддержку государства? Или, наоборот, законодательные изменения, ужесточение администрирования — основные риски для бизнеса?

— Не могу сказать, что мы в полной мере чувствуем поддержку государства, но абсолютно точно видим его разворот в сторону бизнеса, четкое намерение синхронизировать стратегические планы для развития экономики страны. В теме взаимодействия бизнеса и власти мне пришлось глубоко разобраться. Форма взаимодействия власти и бизнеса уходит от практики 90-х годов, эволюционируя в конструктивный диалог, от которого зависит формируемая государством политика. Чтобы понять принцип, можно представить, что руль находится в руках власти, а возможности — у бизнеса. Таким образом, если эти две стороны не действуют слаженно, то успех каждой из них будет достигаться крайне тяжело.

Мегаполисы и регионы: как добиться перераспределения

— А есть ли какие-то сложности, связанные с производством?

— В сфере ЦОДов производство — это, с одной стороны, простой, линейный, но при этом достаточно трудный процесс. То есть в теории производство построить легко. Сложность возникает на уровне разработки и внедрения технологий. Казалось бы, чего проще: сделать стойку, но на самом деле это сложный конструктив, который должен обеспечивать максимально эффективную работу вычислительного оборудования и удобство для обслуживающего персонала. Процесс совершенствования имеющихся моделей идет постоянно: сейчас, например, мы производим уже пятую версию нашего топового решения, внедряя десятки улучшений, собранных при получении обратной связи от наших клиентов.

— Есть ли рынок ЦОДов в российских регионах? Или это прерогатива исключительно нескольких крупных городских конгломераций?

— Проблема недостатка компетенций, нежелание передвигаться в отдаленные регионы и т.п.  — все эти факторы, связанные с человеком, являются ключевой причиной того, что ЦОДы сегодня сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. При этом я не могу не отметить рынок ЦОДов в некоторых федеральных округах — в Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском. Мы активно принимаем участие в различных профильных мероприятиях в таких городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, и убеждаемся в том, что в этих регионах есть соответствующая ИТ-среда и запросы на строительство дата-центров.

— Как, по вашему мнению, можно решить вопрос равномерного распределения ЦОДов по планете? Что для этого нужно сделать?

— Я бы сказал, что ЦОДы притягиваются компетенциями людей: чем больше компетенций сосредоточено в каком-либо месте, тем выше потребность в обработке данных и ЦОДах. Решив вопрос перераспределения профессионалов в сфере ЦОД по планете, мы, в общем-то, решим и проблему скопления ЦОДов вокруг больших городов.

Кадры решают все

— Многие высокотехнологичные компании жалуются на отсутствие на рынке подготовленных кадров. Ощущаете ли вы то же самое, и как решаете этот вопрос?

— Безусловно. Компетенции претендентов в настоящий момент запаздывают относительно спроса рынка на профессионалов в сфере IT. Но мы не видим в этом особой критичности для себя. При подборе персонала мы делаем ставку на личностные характеристики человека. А его опыт и знания для нас являются вторичными — мы помогаем ему их наработать в рабочем процессе.

— А какие-то планы, перспективы в этом направлении деятельности у вас есть? По взаимодействию с высшими учебными заведениями.

— Так же как и многие другие IT-компании и банки, мы с прошлого года начали работу с университетами, например: МФТИ, Бауманка и другие вузы технического профиля. В нашей компании достаточно высокая лояльность к ошибкам и экспериментам. Поэтому мы с большой готовностью будем вовлекать в свою орбиту начинающих специалистов и давать им поле для изыскательской деятельности. Наиболее успешные будут естественным образом закрепляться в нашей дружной команде.

Беседовала Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья