ENG
Инвестклимат, Технологии

Малый бизнес не готов к цифровизации?

По данным исследования BCG Digital Transformation 2020 Global Study, 80% крупнейших компаний планируют ускорить цифровую трансформацию бизнеса, несмотря на экономическую ситуацию, вызванную пандемией коронавируса. Около 66% опрашиваемых планируют наращивать инвестиции в сферу цифровизации своего бизнеса. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Предприятия малого бизнеса начинают подхватывать цифровой тренд. Это подтверждает исследование банка «Открытие» и Московской школы управления «Сколково». Опрос 588 руководящих сотрудников показал, что в первой половине 2020 года индекс цифровизации МСП Москвы и 8 российских регионов составляет 50 пунктов из 100. Это говорит о том, что бизнес готов к цифровизации только наполовину. Высокий уровень цифровизации среди ИП и микрокомпаний имеют 7–8%, а среди малых предприятий — 17%.

«Цифровизация в сегменте микро- и малого бизнеса не получила широкого охвата. Предприниматели не стремятся развивать навыки работы с технологиями и сервисами. Во-первых, они не понимают, какую пользу это принесет бизнесу. Во-вторых, им важнее получить быстрый результат, чем думать о возможностях роста в будущем. Но события 2020 года наглядно показали, насколько быстро всё может измениться. Коронакризис стал стресс-тестом и убедил определенную часть предпринимателей в необходимости преобразований. Они начали считать деньги, контролировать показатели эффективности и изучать возможности рынка. Утверждать это мы можем, исходя из возросшего спроса на образовательные программы для бизнеса: в “Like Центре” в среднем за второй квартал он вырос на 20–25%. В период пандемии цифровизация выражалась в переходе на удаленный формат работы и онлайн-взаимодействие бизнеса с клиентами. По моим предположениям, предприниматели продолжат постепенно внедрять цифровые технологии в бизнес-процессы. Это связано с тем, что конкуренция на рынке растет, и компании, которые не умеют собирать данные и продолжают действовать интуитивно, просто проиграют в этой борьбе», Василий Алексеев, генеральный директор образовательной компании «Like Центр».

Российский бизнес готов к цифровизации и постепенно начинает использовать ее. Но есть цифровые сферы, которым компании уделяют недостаточно внимания. Весомым упущением в российской практике цифровизации бизнеса является отсутствие установки на цифровое развитие сотрудников. Количество компаний, которые не повышают цифровую грамотность сотрудников, возросло с начала 2020 года с 57% до 73%. Примечательно, что 47% руководителей считают: их сотрудники достаточно компетентны, развивать их знания нет необходимости.

«Цифровая трансформация — не просто покупка новых программ с искусственным интеллектом и дорогое мощное оборудование. Без изменения бизнес-процессов и повышения производительности труда это будет просто модернизация оборудования, замена ржавых труб на новые. Я наблюдал много примеров реальной трансформации в области профессиональных навыков. Многие обучают аналитике данных не программистов, а инженеров, диспетчеров на заводах, маркетологов и финансистов в торговых компаниях. Потому что умение работать с данными — именно навык, а не отдельная профессия. К сожалению, многие российские компании оценивают цифровую трансформацию размером расходов на ИТ-технологии и штат разработчиков. Я считаю, степень трансформации стоит оценивать по доле сотрудников, овладевших новыми цифровыми навыками. Прогресс в том, чтобы цепочка посредников между машиной и человеком, принимающим решения, сокращалась. Именно это и ускоряет бизнес-процессы, позволяет компаниям адаптироваться к меняющемуся рынку», — Алексей Колоколов, директор Института бизнес-аналитики.

Кроме того, по данным BCG Digital Transformation, только 30% программ цифровизации бизнеса приводят к запланированным результатам. Также компания выделила 6 факторов, которые помогут успешно осуществить программу:

  • наличие четкой стратегии;
  • системы мониторинга;
  • вовлеченность высшего руководства компании в реализацию проекта;
  • использование принципов agile;
  • вовлечение в работу лучших сотрудников;
  • наличие гибкой или модульной платформенной системы, на базе которой строится трансформация.

Автор: Василий Львов

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья