ENG
Инвестклимат, Интервью, Технологии

Мария Шклярук: Кадры — главная проблема цифровой трансформации

Цифровая трансформация — пожалуй, главное, что сегодня происходит с бизнесом и госуправлением. О стратегических моментах этого процесса «Инвест-Форсайт» беседует с Марией Шклярук, академическим директором Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и генеральным директором Центра перспективных управленческих решений. 

Цифровая трансформация — задача всех, то есть все компании, все научные учреждения так или иначе должны как-то в ней участвовать. Кто же будет это координировать? Кто мог бы этот процесс ускорить или замедлить? 

— В первую очередь есть вице-премьер Дмитрий Николаевич Чернышенко, который курирует национальную программу «Цифровая экономика». Кроме того, есть достаточно большое количество публичных ведомственных инициатив, касающихся цифрового контура в здравоохранении, цифровизации образования, которые реализуются ведомствами. Это подразделы соответствующих национальных проектов в образовании и здравоохранении. В каждом федеральном проекте есть ответственный заместитель министра. Как правило, это замминистры, которые отвечают за цифровую трансформацию. Они достаточно хорошо взаимодействуют между собой, поэтому, мне кажется, сейчас поставленные задачи в части цифровизации всем образовательным учреждениям и учреждениям здравоохранения достаточно понятны. Есть ответственные за «цифровую трансформацию» люди, есть координация на уровне вице-премьера. С точки зрения проведения госполитики в области цифровой трансформации я сейчас особых проблем с координацией не вижу.

Понятно, что государство может провести цифровую трансформацию государственных организаций. Оно может повесить в школу интерактивные доски, введет цифровые истории болезни в больницах и т.д. Но что способно сделать государство, чтобы ускорить процесс цифровой трансформации за пределами периметра бюджетной сферы?

— Основной спрос, в том числе в бизнесе, — это кадры. Необходимо сделать так, чтобы система образования готовила больше специалистов по IT-направлениям и сферам, связанным с «цифрой». Эта задача учтена в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Кроме того, за последний год правительство сделало достаточно много по налоговым льготам для IT-отрасли. IT-бизнес, насколько я знаю, доволен этими решениями. Естественно, бизнес сам тоже должен вкладываться в подготовку кадров, и самим людям, если они хотят получить более высокооплачиваемые специальности, имеет смысл смотреть в сферу IT, в сферу цифровых технологий, проходить переподготовку по этим специальностям. Так постепенно и происходит цифровая трансформация всей экономической сферы.

Имеет ли здесь большое значение стандартизация? Опыт последних лет показывает, что очень многие бизнес-сообщества считают, что как только их отрасль выросла, нужно обязательно придумать национальный стандарт, например Национальный стандарт умного дома. 

— Да, конечно, это нужно, чтобы тиражировать решения, чтобы потом все эти решения, например, могли обмениваться данными и взаимодействовать. Тут роль стандартов огромная. Этим очень много занимаются и Росстандарт, и национальные ассоциации. В России вообще по стандартизации накоплен хороший опыт. Росстандарт — достаточно сильный госорган, проведший сложные технические стандарты к унификации в других отраслях, у него налажено хорошее взаимодействие с участниками рынка. Поэтому с точки зрения технических стандартов это необходимая работа, и она уже ведется.

Вы сказали, важнейшая задача государства — кадры. Как полагаете, учитывая, как быстро меняются компетенции в информационной сфере, является ли это задачей именно высшего образования?

— Нет, конечно. Это и профпереподготовка, и среднее специальное образование, и в том числе набор ряда открытых и специализированных бизнес-курсов. Многие компании предлагают свои курсы перед устройством к ним на работу, потому что готовят к своему стеку технологического обучения. Это вся линейка образовательных форм. Сейчас есть школьники, которые умеют в IT больше, чем выпускники высших учебных заведений. Здесь нет градации по возрасту. Есть то, что будет требовать высшего образования. Есть то, что можно получить в рамках среднего специального. А есть то, что можно изучить самостоятельно.

Вы говорите о достаточно благополучной ситуации в плане цифровой трансформации госуправления. Что же необходимо сделать правительству дополнительно с позиции авторов нового доклада вашего центра «Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить»?

— В нашем докладе как раз суммируются поставленные задачи. Во многом доклад рассказывает, как в разных отраслях, в разных регионах эти задачи увязать между собой, на что ведомствам регионов обращать внимание в своей деятельности и в проектировании стратегического развития, чтобы задачи успешно выполнить. Государство может ставить задачу по повышению количества мест в вузах, но это подразумевает, что вузы должны обеспечить большее количество преподавателей и, кроме того, доступ к необходимому программному стеку (пользовательская модель (структура) данных). Доклад показывает, что успех национальной программы «Цифровая экономика» и достижение национальных целей развития будет зависеть от того, как каждый руководитель организации, руководитель органа исполнительной власти, руководитель вуза, руководитель региона выстроит свою работу по достижению целей. Наш доклад о том, как правильно учесть все факторы, как вписать цели, которые поставлены, в свою деятельность и изменить деятельность так, чтобы достигнуть их.

Несмотря на то, что произошло перераспределение бюджетных расходов?

— В цифровой экономике все произошло вроде бы достаточно разумно. Конечно, пришло новое правительство, новый министр, у них, возможно, немного другое видение целей и задачей. Но многое, как я понимаю, было сохранено. На данный момент в целом ресурсы в сфере цифровой экономики консолидированы на направлениях, которые правительство РФ считает приоритетными.

Где, вы считаете, у нас узкие места в цифровой трансформации?

— Кадры. Сейчас идет работа по наращиванию технологической основы, но за ней должны стоять кадры. Необходима синхронизация «связанных проектов», плюс остро стоят вопросы качества программного обеспечения и его интеграции между собой. Рано или поздно встанет кадровый вопрос. Для меня ключевым в цифровой экономике являются люди, уровень и качество подготовки кадров, уровень их работы.

Не породит ли это внутри корпораций, госучреждений своеобразный конфликт поколений, когда мы столкнемся с людьми в возрасте, не обладающими достаточными цифровыми компетенциями, но занимающими уже достаточно высокие посты во всех иерархиях?

— Большинство руководителей, которые сейчас работают, обладают достаточным уровнем цифровых компетенций. У тех, кто работает на профильных направлениях, есть углубленное, хорошее понимание того, что делать. С точки зрения топ-менеджмента, мне кажется, в целом все достаточно хорошо. С точки зрения среднего звена уже сложнее. Главное, что уровень базовой цифровой грамотности и понимания основных технологий в правительстве высокий; я это вижу.

Каковы в ближайшем будущем будут главные этапы дальнейшей цифровой трансформации государственного управления?

— Мне кажется, ближайшие два года в приоритете будут находиться массовые социально значимые госуслуги, ускорение их предоставления, чтобы людям было удобно получать все необходимые им услуги, желательно проактивно и полностью в электронном формате. Я думаю, это будет основной приоритет. Дальше — цифровизация контрольно-надзорной деятельности с точки зрения снижения издержек бизнеса, работа с обратной связью от граждан и внедрение технологий искусственного интеллекта.

А что может искусственный интеллект в госуправлении? В первую очередь куда он придет?

— Надо смотреть, какие первые проекты заработают. Сейчас уже он работает в голосовых помощниках. Где-то это могут быть технологии контроля соблюдения правил промышленной безопасности. Думаю, как раз в наступившем году мы увидим много таких кейсов, и будет понятно, где конкретно. Сейчас много работ идет, но я бы предпочла увидеть результаты. Когда мы увидим внедренное решение, все будет более понятно.

Вы, вероятно, знакомились с различными проектами цифровой трансформации госуправления. Может быть, назовете пару проектов, которые вам показались интересными? 

— Росаккредитация внедряет много передовых решений по выстраиванию системы проверки лабораторий в удаленном режиме. Из интересных и успешных проектов прошлого года могу назвать также проекты Минтруда, Минцифры и Минздрава, связанные с выплатами пособий, которые были введены во время пандемии, а также со сбором данных и аналитикой по развитию эпидемиологической ситуации.

Беседовал Константин Фрумкин

Ранее Мария Шклярук рассказывала «Инвест-Форсайту» о концепции «государства как платформы»

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья