ENG
Добавить в избранное
Мнение, Прогнозы, Технологии

«Метавселенная» или ловушка для персональных данных?

Мик Вайсман

Мик Вайсман

Основатель digital-компании Trinity Monsters

Безусловный тренд вокруг концепции метавселенной и вдохновленные материалы про единый интернет будущего совершенно не проясняют воплощение этой маркетинговой легенды. Даже профильные представители индустрии GameDev не могут дать предметного определения феномену. Мы разобрались в замысле Meta не с позиции фантастического упоения, а проанализировали намеренную трансформацию Facebook в e‑commerce в пандемию, поиск новых способов заработка и независимость от конфиденциальных обновлений Apple.

Трансформация Facebook в e‑commerce — и при чем тут Apple?

В 2020 году объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57%: с 1,7 трлн руб. до 2,7 трлн руб., согласно данным Data Insight. Это стало катализатором: Facebook начал тестировать онлайн-витрины для ритейлеров внутри сайтов корпорации Shops весной 2020 года. В тот же период Instagram анонсировал разработку creator shops, позволяющих блогерам продавать товары и услуги непосредственно в профиле аккаунта.

В идентичный период времени Apple анонсировала новое обновление 14.5, запустившее масштабную борьбу за конфиденциальность персональных данных держателей их смартфонов и планшетов. После обновления до iOS 14.5 каждая компания, которая хочет отслеживать пользователей и их данные в приложениях и на веб-сайтах, теперь должна сначала запросить разрешение.

Для Facebook это означает невозможность полагаться на обширную базу пользовательских данных и эффективно продавать таргетированную рекламу.

Марк Цукерберг неоднократно заявлял, что обновления от Apple нанесут ущерб малому и среднему бизнесу, поскольку они не смогут эффективно размещать performance-рекламу, сократятся возможности инструментов таргетированной рекламы, а многие веб-сайты, приложения и блоги перестанут быть бесплатными.

Угрозу от Apple также резюмировал финансовый директор Дэвид Венер в отчете за 2020 год, прогнозируя замедление роста рекламных доходов в 2021 году.

Метавселенная как глобальная маркетинговая легенда

Очевидно, что концепция метавселенной зародилась в контексте этих ограничений в конце июля. Обтекаемо называя ее новым преемником «мобильного интернета» и описывая фантастическое будущее, объединяющее дополненную и виртуальную реальность внутри сайтов корпорации, Цукерберг подразумевает новый способ заработка в e-commerce. Логичная задача ребрендинга в Meta заключается в продаже вспомогательных устройств (очки, шлемы, робокожа); разработка рекламы новой формации для таких гарнитур определенно создаст инновационные взаимодействия с потребителем, который одержим социальными сетями. Это не поверхностное прогнозирование: с июня 2021 года Facebook уже тестирует рекламу в гарнитурах на базе Oculus VR, а в ноябре Цукербергом было озвучено намерение открыть VR-магазины по всему миру. В этом уже прослеживается адаптация бизнес-модели Apple.

Реализуем ли аватарный взаимосвязанный интернет будущего?

Очевидной преградой к взаимосвязанному интернету является стандартизация технологических процессов: как один аватар сможет переключаться между разными платформами и ПО? Сейчас мы видим, что корпорации не склонны к сотрудничеству. Объективнее стоит рассуждать о метавселенных различных компаний, которые разрабатывают все новые способы удержания избалованной цифровой аудитории. Компания App Annie в своем отчете состояния мобильного рынка заключила, что российские пользователи провели свыше 94 млрд часов в 2020 году в различных мобильных приложениях. Динамика стремительная — это на 40% больше, чем в 2019-м. Получается, у Facebook остается два главных конкурента за внимание потребителя — сон и работа.

Как Виктор Пелевин оказался ближе всех к описанию метавселенной?

Ни для кого не секрет, что художественный жанр киберпанка Виктора Пелевина стремительно воплощается в реальность. В последнем романе автора «Transhumanism Inc.» рассказывается о том, что люди научились отделять мозг от предельного тела, обретая бессмертие. Согласно сюжету, мозг размещен в специальной колбе под землей с ее полным жизнеобеспечением, а «нейролинк-импланты» объединяют физический и виртуальный мир посредством аватарной представленности. Подобная цифровая чипизация человека позволяет отправлять, например, рекламу прямо в мозг, а человек формирует любую социальную реальность вокруг себя.

Узнав сюжет Пелевина, можно совершенно иначе интерпретировать заявления Марка Цукерберга про взаимосвязанную метавселенную в интервью The Verge:

«У вac ecть aвaтap и cвoи цифpoвыe тoвapы, и вaм нужнa вoзмoжнocть тeлeпopтиpoвaтьcя кудa угoднo. Bы пoпpocту нe xoтитe зacтpeвaть в пpeдeлax инфpacтpуктуpы oднoй кoмпaнии… Я cчитaю, чтo для тoгo, чтoбы этa вeщь paбoтaлa дeйcтвитeльнo xopoшo, oнa дoлжнa быть в выcшeй cтeпeни пopтaтивнoй и взaимocвязaннoй».

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья