ENG
Перейти в Дзен
Интервью, Это интересно

Михаил Кожевников: Нужно определить глобальные цели образования

Какие образовательные навыки необходимы, чтобы стать успешным в реалиях XXI века, кто должен формулировать цели образования и насколько адекватная запросам времени информационно-образовательная среда способна облегчить работу учителей при одновременном улучшении показателей школьной успеваемости — об этом в беседе с нашим корреспондентом размышляет топ-менеджер одного из старейших образовательных издательских холдингов России — первый вице-президент группы компаний «Просвещение», эксперт в области современных стандартов образования Михаил Кожевников.

Достижим ли навык «конвергенции знаний»

— Михаил Юрьевич, в последние годы одним из ключевых ориентиров образования в нашей стране становится не столько механическая передача знаний, сколько формирование «навыков будущего», без чего немыслима жизнь в реалиях XXI века. В чем, на ваш взгляд, состоят новизна и значение этих навыков?

— Конечно, многие навыки, о которых мы сегодня говорим, всегда были необходимы человеку для постоянного развития. Другой вопрос, что наше настоящее кардинально отличается от еще совсем недавнего прошлого. Роль навыков в повседневной жизни меняется на глазах. Современный человек и человек будущего должен обладать критическим мышлением, уметь принимать ответственные решения, совершать осмысленный выбор. Он должен быть креативным, созидательным, уметь создавать нечто новое. В прошлом эти навыки тоже были важны, но не были массово востребованными. А сегодня темпы развития общества настолько ускоряются, что мы живем в условиях неопределенности, зачастую не подозревая, что будет происходить с нами в ближайшем будущем. Именно этот фактор в значительной степени и определяет необходимость выработки у каждого человека «навыков XXI века», чтобы по-настоящему быть успешным в быстро меняющемся мире.

— Какие еще навыки, помимо перечисленных, вы имеете в виду?

— Человек должен обладать навыками коммуницирования с другими людьми, уметь работать в команде. Ведь только совместными усилиями можно решать сложные задачи, без которых невозможно развитие современной экономики и общества. Сегодня стала доступной, по большому счету, любая информация — в течение нескольких мгновений человек может получать знания, накопленные в предыдущие тысячелетия в самых разных областях. Поэтому и для создания инноваций, и в повседневной жизни необходим навык конвергенции знаний — умение работать с огромным объемом информации, способность к анализу различных данных, к быстрому их применению в совершенно неожиданном сочетании.

— Но есть биологические и социально-групповые особенности; каждый человек индивидуален, у кого-то лучше развиты одни навыки, у кого-то — иные. Например, вы делаете акцент на креативность — но, согласитесь, далеко не каждый способен к творческому подходу…

— Дело в том, что у каждого человека есть свой порог креативности. Все мы разные, каждый по-своему уникален — и это хорошо. Но сегодня крайне востребованным стало умение генерировать новое, подчас непривычное, еще не существовавшее в мире, и понимать, как можно реализовать вашу идею и на деле продемонстрировать: чем она может быть интересной и полезной другим людям. Благодаря критической массе креативных людей, готовых созидать и думающих о будущем, целые страны сделали рывок вперед: они успешно развиваются и технологически, и социально. Формировать креативность у каждого человека, даже у тех, кто, казалось бы, как вы говорите, не склонен к творческой деятельности, — ключевая задача нынешней системы образования.

При этом любые результаты индивидуального творчества необходимо адекватно оценивать. Поэтому креативность, по моему мнению, не может формироваться в отрыве от морали, радения за судьбу других людей, в том числе последующих поколений — если мы говорим, например, о клонировании или разработке новых видов энергии. Готовность брать на себя ответственность за свою страну, своих близких, себя самого — тоже навык XXI века. Человек — существо общественное; если не воспитывать толерантность, уважение к персональным особенностям других людей, то, пожалуй, очень скоро над нами будет доминировать искусственный интеллект.

Учебник… для робота?

— Вокруг этого понятия сейчас ведутся нешуточные споры: ряд скептиков указывает на серьезные социальные издержки процесса. Это отражается в формировании повестки дня вашей компании?

— Да, и в наших учебных программах мы, безусловно, не можем не учитывать аспект этой проблемы: многие профессии уже отмирают на наших глазах. Но, заметьте: данный процесс, опять же, не является атрибутом сегодняшнего дня. На рубеже XIX-XX веков основным транспортом, как известно, был гужевой, но с развитием автомобильного и других видов транспорта он практически полностью исчез. Осталась в прошлом профессия извозчика; пришлось ликвидировать инфраструктуру, которая сопровождала развитие этого вида транспорта. Знаменитая песня Леонида Утесова о старом извозчике, который едет на метро, чтобы запрячь лошадь — ровно об этом. Пока мы точно не знаем, какие профессии будут востребованы через 10-15 лет (не говоря о том, что будет в этом плане лет через 20-30), что будут в скором будущем представлять собой роботы, какой квалификации им понадобится обслуживание. Но уже сегодня количество людей, занятых в производстве, начало неуклонно снижаться из-за активно внедряемой роботизации. Зато возникают новые рабочие места в сферах, с которыми направление нашей деятельности всегда было связано — образование, медицина, экология.

Очевидно, все операции, для которых реален воспроизводимый алгоритм, будут — рано или поздно — заменены искусственным интеллектом. Если в основе профессии — инструкция, и человек действует в полном соответствии с этой инструкцией, можно быть уверенным: через определенный период на его рабочем месте будет искусственный интеллект или робот.

ГЧП в системе образования

— Инвестиции в образование и просвещение — в какой мере формирование навыков XXI века определяется ими? Какими вы видите механизмы такого инвестирования?

— Прежде всего, необходимо понимать: образование — не просто часть социальной сферы. И следует четко ставить цели: зачем мы вкладываем деньги, чего ждем в итоге? Я глубоко убежден, что эффективное развитие системы образования — особенно сегодня, в условиях неопределенности — уже не по силам одному только государству. Поэтому в образовательной сфере актуальней с каждым годом идея государственно-частного партнерства. И вообще партнерство в системе образования. «В одиночку» никто не в состоянии произвести качественное изменение: система слишком сложна, у нее слишком мощные корни и много факторов влияния, потому что она имеет дело с самым дорогим, что есть у общества, — с детьми, нашим будущим.

Тем более, образование за последние годы стало играть ключевую роль в экономическом развитии регионов: губернаторы воспринимают его как сильный ресурс, который может гарантировать привлекательность региона, а с другой стороны, обеспечить экономику категорией кадров, в которой тот нуждается. Мы это отчетливо видим по нашим проектам сотрудничества с регионами, когда помогаем «настроить» их системы образования под потребности создаваемых на местах экономических кластеров, с учетом социальных программ и местных культурных традиций. И если люди понимают, что в том или ином субъекте федерации создано пространство для развития и самореализации, они остаются там жить, получают там образование. А впоследствии — там же, никуда не уезжая, обеспечивают образование своим детям.

— Что нужно предпринять, чтобы упростить реализацию целей образования, о которых вы говорите?

— Необходим общественный договор, и это — единственный способ прийти к согласию и устранить «разрывы», которые возникают при переходе с одного уровня образования на другой, а также из системы образования непосредственно на рынок труда специалиста. Общественный договор позволит ответить на вопросы, каким должно быть содержание образования, из чего формируется образовательный результат, как его можно добиться.

Глобальные цели образования можно определить лишь путем сотрудничества, взаимодействия различных стейкхолдеров. «Просвещение» как группа компаний и одновременно как часть российской системы образования взаимодействует со школами, у нас на сегодня много экспериментальных площадок. И мы видим: наши представления о целях образования во многом соответствуют взглядам педагогического сообщества. Также мы сотрудничаем с крупными компаниями, чей бизнес связан с индустриальным, высокотехнологичным производством, внимательно анализируем их подходы к подготовке кадров, опыт развития корпоративных университетов. Таким образом, в обществе формируется и расширяется партнерство, которое чем дальше, тем больше будет влиять на целеполагание в образовании.

О модулях в учебных программах 

— Ваша компания по профилю деятельности напрямую причастна к производству основного контента отрасли — учебных программ, в первую очередь для общеобразовательных школ, что по привычке ассоциируется со «старым, добрым школьным учебником». Какие изменения в структуре и содержании этого направления требуются сегодня, чтобы и выпускники школ, и молодые специалисты соответствовали ожиданиям как бизнеса, так и общественных институтов?

— Представители многих компаний в нашей стране и в мире говорят о необходимости формирования конкретных образовательных результатов — исходя из нужд цифровой экономики, с учетом потребностей современного рынка. Группа компаний «Просвещение» как старейшее в России предприятие по выпуску учебников — не исключение из этого ряда. Мы придерживаемся позиции, что образовательные программы должны постоянно обновляться, состоять из легко заменяемых модулей. И если модули, где изучаются, например, основные математические теоремы, постоянно обновлять не потребуется, то всё, что касается инженерного дела, робототехники, информационных технологий, устаревает довольно быстро и нуждается в оперативных корректировках. Здесь я имею в виду не столько массовую школу, сколько дополнительное образование.

Мировой опыт свидетельствует: именно в системе дополнительного образования наиболее продуктивно развиваются навыки XXI века, те компетенции, которые понадобятся молодым людям для работы в самых передовых отраслях. Самый характерный пример — кванториумы, детские технопарки, которые открыты уже в 36 регионах. На современном оборудовании дети осваивают лазерные и нейротехнологии, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование. С использованием разработок группы компаний «Просвещение» строятся мобильные кванториумы — передвижные лаборатории с инженерной «начинкой» в расчете на сельские школы.

В развитие дополнительного образования важно вовлекать реальный бизнес — потенциальных работодателей.

— Веяние времени, как известно, — цифровизация. Опыт вашей компании показывает, что ему уделяется особое внимание: в этом году вы подписали соглашения о сотрудничестве с такими высокотехнологичными компаниями, как Samsung, «Яндекс» и «Ростелеком». Какими видите перспективы информационных технологий в отечественном образовании?

— Важность цифровизации образования не только в том, что она значительно ускоряет процесс получения знаний и формирования навыков. Она дает возможность создания персональных траекторий, индивидуализации учебного процесса. «Просвещение» — одна из первых российских компаний, которая стала создавать цифровой образовательный контент. Мы разработали электронные формы всех наших учебников, и уже реализовано более 1 млн лицензий. Чтобы электронные образовательные ресурсы стали действительно массовыми, необходимо создать в школах современную информационно-образовательную инфраструктуру. Совместно с компанией «Яндекс» мы разработали интерактивную онлайн-платформу. В настоящее время продолжается её бета-тестирование, мы получаем обратную связь от учителей, которые проводят апробацию. Учителю она дает возможность тратить меньше времени на подготовку к уроку и больше — на работу с учениками. А ученик теперь может получать знания в интерактивном формате.

Мой прогноз: в ближайшем будущем информационные технологии в образовании будут всё больше упрощать работу учителя, «перекладывая» многие его функции на компьютерные и сетевые технологии, давая возможность сосредоточиться на сложных моментах образовательного процесса. А образовательные возможности детей будут только расширяться, помогая им двигаться по индивидуальной образовательной траектории. При этом будет расти мотивация к учебе, а сама она начнет становиться всё более увлекательной и интересной.

Беседовал Алексей Голяков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья