На матчи Чемпионата мира по футболу, который стартует в России через два месяца, продано 1,7 млн билетов, около половины из них — иностранцам. Города, принимающие соревнования, готовятся к размещению туристов. В Ассоциации туроператоров России уверены, что проблем с наличием мест в гостиницах и частном секторе быть не должно. Проблема появится позже, после чемпионата, и не у болельщиков, а у владельцев отелей: вряд ли в ближайшее время можно ожидать такого же наплыва туристов в Саранске или Ростове-на-Дону.
Московские архитекторы из агентства «Артель» считают, что слез инвесторов можно избежать. Они разработали мобильный микроотель, который собирается и разбирается за 1 час. Это позволяет быстро организовать временное размещение гостей или участников массовых мероприятий. Команда взяла за основу правило трех «М» — мобильность, модульность, минимализм — и уверена, что концепция может быть реализована также в сети микромотелей на автотрассах, мест отдыха в аэропортах или больших турбаз.
Чем меньше, тем лучше
Основатель «Артели» Павел Чвилев придумал концепцию производства модульных отелей в 2017 году. До этого компания пять лет работала застройщиком на различных фестивалях и форумах, таких как «Усадьба Jazz» или Startup Village. Команда предлагала модульные деревянные конструкции для организации пространства маркетов, фудкортов. Во время реализации проектов и стало понятно, что на многодневных фестивалях возникает потребность в быстровозводимом жилье.
«Часто зрители на таких событиях размещаются в палаточных городках, при этом за границей уже широко распространены модульные решения, обеспечивающие больший комфорт. Нам показалось, что у нас на рынке такого предложения нет: мы его решили придумать, тем более что у нас уже был опыт работы с модульными конструкциями (компания делает бизнес- и жилые помещения из бывших морских контейнеров)», — рассказывает Павел Чвилев.
Так, на стыке двух направлений — ивент-индустрии и инновационного строительства — родился проект мобильных микроотелей ПАØN: функциональное кубическое пространство в стиле минимализм размером 4-6 кв. м. Конструкции ставятся в чистом поле. Различные модули — спальню, веранду и офис — можно объединять. Модульность — основной плюс отеля: его размер может расти одновременно со спросом на размещение. Правда, в базовом решении не предусмотрено никаких коммуникаций: за санитарные зоны отвечают организаторы фестиваля.
«Мы пропагандируем минимализм — это глобальный тренд в архитектуре. Люди во всем мире стремятся избавляться от лишнего, в том числе от лишних квадратных метров и лишних трат, — подчёркивает основатель «Артели». — Еще один важный тег для нас — экологичность: мы используем натуральные материалы, которые не наносят ущерба окружающей среде и городской инфраструктуре».
Архитекторы проекта посещают европейские крупные фестивали, архитектурные форумы — находятся в поиске лица, так как хотят «русифицировать» свои изделия.
Заработать на желании поспать
На сегодняшний день в запуск проекта компания инвестировала 1 млн рублей, но при этом у стартапа уже была своя производственная база и кадры. В «Артели» прорабатывают несколько бизнес-моделей — производство и продажа готовых решений и сдача модульных отелей в аренду для мероприятий, которые идут 2-4 дня. В сфере event нацеливаются не только на московские фестивали, но на масштабные мероприятия по всей России и в перспективе — европейские.
Как отмечает Павел Чвилев, в Европе фестивальное движение более развито, чем в России. Крупнейшие события, такие как музыкальный фестиваль Сигет в Будапеште, посещает около 500 тысяч человек, и только по размещению в микроотелях каждый год бывает 5-7 предложений. Быстровозводимые деревянные решения — фактически просто спальные места размером 1,5 на 1,5 метра — пользуются популярностью. Выход на европейский рынок, по оценкам Павла Чвилева, может принести компании десятки и сотни миллионов рублей.
«Среди сотен тысяч участников всегда найдется 100-200 человек, которые хотели бы провести фестивальные ночи с комфортом. В этом сезоне наша команда намерена проверить это предположение на практике», — уверяет основатель компании.
У «Артели» есть опыт сдачи в аренду модульных решений для торговли — киосков, где молодые предприниматели презентуют или продают свою продукцию. В такой схеме зарабатывают и производители конструкции, и организаторы фестиваля, и предприниматели. На модульных микроотелях заработать смогут максимум два звена — производители и организаторы фестиваля, и цены будут на порядок ниже. Коммерческий интерес начинается при сдаче в аренду по цене 3 тысячи рублей в сутки.
Команда «Артели» сделала первичный образец, на котором обкатывает технологию и показывает потенциальным покупателям. Прицениваются, по словам Павла Чвилева, многие, но до заключения контрактов дело пока не дошло: рынок должен дозреть, а компания — набрать популярность. Уже в ближайшее время ожидают появления не только заказчиков, но и конкурентов.
Технически компания готова поучаствовать в создании объектов размещения для болельщиков ЧМ-2018. Производственная мощность «Артели» — 50-100 модулей в месяц. По такой же схеме можно возводить микромотели для отдыха водителей вдоль автотрасс. В дальнейшем это может быть автоматизированная система с доступом по электронному ключу и единой базой информации.
Ещё один сценарий — устройство мест отдыха в аэропортах. Летом 2017 года в Шереметьево в стерильной зоне международных полетов был открыт первый отель формата слипбокс в российских аэропортах: там устроено 12 капсул, где пассажир может отдохнуть в ожидании рейса. Основатель «Артели» рассчитывает, что интерес к похожим решениям будет расти.
По скандинавской моде
Возведение модульных отелей — распространённая практика в Европе и Америке; это технологическая и дизайнерская история. Так, недавно в США компания Magic Green Homes приступила к производству модульных строений в стиле жилищ хоббитов из Средиземья: модули покрываются грунтом и со временем превращаются в зеленые холмы. Больше всего поклонников компактных модульных домов, отелей и бизнес-зданий в Скандинавии. Там в ход идёт не только дерево, но также отслужившие своё контейнеры для морских и ж/д перевозок.
В России модульные строения в секторе жилья и коммерческих зданий все ещё уступают капитальным по популярности, несмотря на то что значительно выигрывают по скорости строительства, стоимости и простоте согласований.
«Несмотря на кажущуюся на первый взгляд инвестиционную привлекательность формата модульных гостиниц за счет быстрого срока возводимости и небольших денежных вложений в объект, нужно отметить, что спрос на такой вид жилья ограничен, особенно в крупных туристических городах, как Санкт-Петербург или Москва, где мини-отели выигрывают за счет сервисного обслуживания и удобной инфраструктуры рядом, — полагает учредитель компании Meltzer Group Евгений Рудман. — Строительство модульных быстровозводимых гостиниц оправдано для южных прибрежных регионов, преимущественно для Краснодарского края, либо как временная мера во время проведения Чемпионата Мира по футболу в городах, принимающих болельщиков. В остальном российский рынок еще не готов к появлению данного вида проживания в силу отсутствия четких гарантий в качестве строительства и оснащения».
По мнению Евгения Рудмана, модульные гостиницы за счет своей компактности и низкой стоимости проживания находятся в одной ценовой категории с хостелами. Оснащение номерного фонда также находится в сегменте эконом-класса и подойдет только для краткосрочного проживания.
Однако ограничения при грамотном подходе можно превратить в преимущество.
Автор: Анна Орешкина