ENG
Инвестклимат, Мнение, Финансы

«Мир» пришел в интернет

Дмитрий Безделин

Дмитрий Безделин

Юрист Европейской юридической службы

С 1 ноября вступают в силу изменения в закон «О защите прав потребителей». В частности, нововведения касаются ст. 16.1 закона, а именно: изменения затрагивают требования к владельцам агрегаторов, у которых выручка превышает 40 миллионов рублей за предшествующий год — теперь они в обязательном порядке должны предоставлять покупателям возможность оплаты товаров и услуг с помощью платежной системы «Мир» (Федеральный закон от 31.07.2020 № 290-ФЗ). При этом планируется поэтапное снижение годовой выручки для агрегаторов с 1 сентября 2020 года до 30 млн руб., а с 1 января 2021 года — до 20 млн руб.

Само понятие агрегаторов и правовые основы их деятельности закреплены в преамбуле закона «О защите прав потребителей», где указано, что владелец информации о товарах (услугах) — организация либо индивидуальный предприниматель, которые являются собственниками компьютерной программы, сайта, web-страницы и предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца, заключить договор купли-продажи (оказания услуг), а также произвести предварительную оплату путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках безналичного расчета.

Таким образом, агрегатор — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который на своих торговых площадках размещает товары, предоставляя информацию потребителю о товаре (услуге), о продавце, о порядке и форме оплаты товаров (услуг), но сам не является продавцом, например Wildberries, Delivery club и другие.

То есть чтобы выступать участником оборота в качестве агрегатора, необходимо на сайте (странице сайта) одновременно представить наименование и перечень товаров, а также информацию о порядке и форме оплаты: фактически предусмотрена возможность заключить договор купли-продажи/оказания услуг. Агрегатором выступает владелец площадки, сам, по сути, не являясь стороной по сделке, которая совершается между покупателем и продавцом.

Соответственно, главная задача агрегатора заключается в достоверном и своевременном раскрытии информации о себе, продавцах/исполнителях и предлагаемых ими товарах и услугах, а также о порядке и формах оплаты за них.

Скорее всего, данные изменения связаны с ростом популярности интернет-магазинов. В связи со сложившейся ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, когда многие до сих пор находятся на самоизоляции, приобретение товаров дистанционным способом очень удобно, а в некоторых случаях просто неизбежно. В этой ситуации торговые площадки (агрегаторы) становятся очень удобными, ведь потребитель вправе выбрать бренд, магазин на свое усмотрение. Соответственно, именно агрегатор становится лицом, предоставляющим информацию о продавце, порядке и форме оплаты.

В соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» в качестве меры защиты российского рынка банковских услуг в сложившихся внешнеполитических и экономических условиях с 2014 года началось становление российской платежной системы для обработки транзакций карт — «Национальная система платежных карт». Именно карта «Мир» является национальным платежным инструментом. Поэтому обязательное включение способа оплаты за товары и услуги картой «Мир», скорее всего, направлено на развитие национальной системы, что является задачей процесса внедрения национальной платежной системы.

Изменения помогут защитить наш рынок от контрафактной продукции, так как подавляющая часть недобросовестных участников товарооборота использует только наличные расчеты. После изменений такие предприниматели могут просто уйти с рынка, не желая менять свою модель бизнеса. Таким образом, нововведения еще больше защитят права потребителя от недобросовестных продавцов, некачественных товаров, а также обеспечат большую прозрачность дистанционной торговли.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья