На протяжении всего 2016 года в российских регионах снижались такие показатели, как инвестиции, доходы населения и потребление. И хотя сбалансированность бюджетов возросла, но только за счет Москвы. Экономическое состояние в регионах значительно колеблется, и чаще всего именно за счет таких «колебаний» в среднем по стране отмечается положительная динамика. Такие данные Наталья Зубаревич, эксперт по региональной экономике, приводит в своем анализе, опубликованном в пятом выпуске «Мониторинга экономической ситуации в России», подготовленном экспертами Института Гайдара, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России.
Российская промышленность адаптировалась к ухудшившимся условиям и по итогам года показала небольшой рост на 1,1%. Спад в 2016 г. наблюдался только в 20 регионах, при том что их совокупная доля в промышленном производстве значительна — чуть более 18%. Темпы спада невелики: в Вологодской, Самарской областях, Пермском и Красноярском краях — 1-2%, во Владимирской, Омской, Челябинской областях, Республике Коми — 3-4%, в Оренбургской области — 6%. Спад в основном связан со снижением переработки нефти из-за невыгодного для НПЗ налогового маневра и неблагоприятной конъюнктуры цен в металлургии. Рост оказался более динамичным: среди крупных индустриальных регионов быстрее всего росла промышленность в Московской, Тульской и Ростовской областях (на 13-14%), в Калужской, Ярославской, Свердловской областях, Ставропольском крае, Удмуртии и на Сахалине (на 6-9%). В целом лучшая динамика промышленности сохраняется в регионах со специализацией в АПК, оборонной промышленности и новых регионах нефтедобычи, начал выходить из спада калужский автопром. В обрабатывающей промышленности число регионов со спадом сократилось в 2016 г. до 31 (2015 г. — 43), но оно все еще значительно.
Инвестиции
Инвестиционный спад также близок к завершению (-0,9% в 2016 г. к 2015 г.), но за период с 2013 по 2016 г. инвестиции сократились очень сильно — почти на 12%. В 2016 г. спад инвестиций продолжался в 47 регионах. Регионы с самым большим объемом инвестиций (федеральные города и нефтегазодобывающие округа Тюменской области) в целом сохраняют позитивную динамику, их конкурентные преимущества проявляются и в кризисных условиях (табл. 1). Инвестиции в нефтегазодобычу обеспечили устойчивый рост этого показателя в Якутии. Среди других регионов со значительным объемом инвестиций позитивная динамика наблюдалась в Татарстане, Башкортостане, Воронежской и Тюменской областях. Прирост инвестиций в Дагестане, в ряде других республик Северного Кавказа (Чечня — на 43% за 2013—2016 гг., Кабардино-Балкария — на 67%), а также в Республике Крым (на 28% в 2016 г.) обеспечен инвестициями из федерального бюджета.
Самый сильный инвестиционный спад сохраняется в Краснодарском крае, эффект высокой базы в период Олимпиады-2014 уже не может служить достаточным тому объяснением. Сильный спад продолжается также в Кемеровской, Новосибирской, Нижегородской областях и других развитых регионах Поволжья и Урала. Кризисный спад инвестиций с двухлетним лагом проявился в показателях ввода жилья: спад начался в 2015 г. и пока продолжается (-6,5% в 2016 г.). Ввод жилья снизился в 48 регионах, особенно значительно — в Тюменской (-21% в 2016 г.), Новосибирской и Белгородской (-13 — -15%) областях. В агломерациях федеральных городов динамика разная: в Московской области спад продолжался два года подряд (-8% в 2016 г. и -14% в 2015 г.), в Ленинградской он меньше (-6% в 2016 г.) и однолетний, Москва после роста ввода жилья в 2015 г. показала спад в 2016 г. (-14%), а С.-Петербург, наоборот, — небольшую положительную динамику (3%) в 2016 г. после спада в 2015 г. Рынки жилья крупнейших агломераций страны все еще лихорадит. Среди регионов с высокими душевыми показателями ввода положительную динамику (1-3%) сохраняют только Ульяновская, Липецкая, Воронежская и Тамбовская области, чему способствуют программы строительства жилья для северных переселенцев, которые финансируются крупными компаниями. На Дальнем Востоке и в Забайкалье, где и так вводится мало жилья, спад идет второй год и охватил почти все регионы, за исключением Сахалина.
Доходы населения и рынки труда
Динамика доходов населения также негативная, в 2016 г. спад усилился по сравнению с 2015 г. (-5,6% и -4,1% соответственно). Достоверность данных о росте доходов населения республик Дагестан и Ингушетия вызывает сомнения, как и в Московской и Ленинградской областях. По данным статистики, доходы населения в 2016 г. быстрее росли в Республике Крым (на 9%) и в Севастополе (на 4%). Из-за снижения доходов сокращалась розничная торговля, но все же темпы ее спада замедлились вдвое по сравнению с 2015 г. (-5,2% и -10% соответственно). По данным статистики, самый мягкий спад розничной торговли был зафиксирован на Дальнем Востоке и в республиках Северного Кавказа, при этом в Дагестане и Чечне розничная торговля росла в течение двух последних лет. Скорее всего, речь идет здесь о неточной дооценке объемов торговли на открытых рынках. В целом региональные рынки труда стабильны, уровень безработицы, измеряемой по методологии МОТ, практически не изменился и в большинстве регионов остается очень низким. В 2016 г. почти во всех в регионах сократилась неполная занятость, что также указывает на стабилизацию региональных рынков труда.
Доходы, расходы и долги
Доходы бюджетов регионов в 2016 г. увеличились почти на 7%. Быстрее всего росли акцизы (36%), на 8% выросли наиболее важные для регионов поступления НДФЛ и налога на прибыль, что компенсировало снижение трансфертов (табл. 2). Из всех трансфертов регионам сильнее всего сократились субсидии на капитальные расходы (на 26%), что сказалось на динамике инвестиций. Доходы бюджета снизились только в 10 регионах, наиболее значительно — на Сахалине (на 30%), в Ненецком АО (на 21%) и Ханты-Мансийском АО (на 11%), поскольку их бюджеты зависят от цены на нефть. По масштабу роста доходов выделяется Москва: ее бюджет увеличился почти на 200 млрд руб. (до 1,86 трлн руб.) благодаря росту поступлений налога на прибыль (на 18%) и НДФЛ (на 8%). Прирост доходов столичного бюджета сопоставим со всем объемом доходов бюджета Ростовской области с населением 4,2 млн чел.
Расходы бюджетов регионов в 2016 г. росли быстрее по сравнению с 2015 г. (4,8% и 1,4% соответственно) — в год федеральных выборов трудно экономить. На треть сократилось количество регионов с отрицательной динамикой расходов. Доля расходов на социальные цели за три года сократилась с 61 до 58%. Если в 2015 г. практически не росли расходы на образование и снизились расходы на культуру, то в 2016 г. сократились расходы на здравоохранение, даже с учетом расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Значительный рост расходов на культуру в 2016 г. обусловлен вкладом Москвы, увеличившей ассигнования по этой статье на 41%. Расходы на социальную политику (соцзащиту) устойчиво росли в большинстве регионов, сокращать их в год выборов политически опасно. На динамику несоциальных расходов бюджетов регионов в 2016 г. также повлияла Москва. Значительное увеличение расходов регионов на национальную экономику (поддержка агросектора, транспорт, дорожное хозяйство и др.) во многом обусловлено ростом расходов столичного бюджета на 18%, в остальных регионах они выросли суммарно только на 4%. Быстрый рост расходов на ЖКХ имеет ту же причину: московский бюджет увеличил их на 28%, без учета столицы рост в остальных регионах составил 3%. Москва в 2016 г. поставила рекорд: доля расходов на благоустройство, которые относятся к ЖКХ, достигла 10,8% всех расходов огромного столичного бюджета. На благоустройство столицы потрачено 188,7 млрд руб. (по этой статье финансировалась и программа обновления центра «Моя улица»), это больше, чем расходы на общее образование — 161,6 млрд руб. Все остальные регионы страны израсходовали на благоустройство 127 млрд руб. Проблема разбалансированности доходов и расходов бюджетов регионов в 2016 г. немного смягчилась, дефицит минимальный (-0,1% от доходов), но в основном за счет огромного профицита бюджета Москвы (115,6 млрд руб.). Количество регионов с дефицитом сократилось с 75 в 2015 г. до 55 в 2016 г., но их все еще большинство (рис. 1). Наиболее значительный дефицит бюджета имели регионы с неэффективной бюджетной политикой (Республики Хакасия, Мордовия, Удмуртия, Крым, г. Севастополь, Костромская, Орловская области) и Ненецкий АО, где резко снизились доходы. Объем долга регионов за 2016 г. вырос только на 2%, его структура стала более комфортной: доля сверхдешевых бюджетных кредитов (38%) почти сравнялась с долей дорогих кредитов банков (40%), поэтому расходы бюджетов регионов на обслуживание долга выросли только на 1,5%. Большой объем бюджетных кредитов, выделенных федеральными властями, сыграл стабилизирующую роль, но проблема не решена: в наиболее закредитованных регионах (Ивановская, Костромская, Ярославская, Астраханская области, республики Хакасия, Мордовия, Марий Эл и Удмуртия) расходы на обслуживание долга достигают 5-6% всех расходов их бюджетов.
Автор: Наталья Зубаревич
Об авторе: специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии. Доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ. Директор региональной программы Независимого института социальной политики. Эксперт Программы развития ООН.