ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Можно ли отказаться от гигантских аэропортов

Глава Utair Андрей Мартиросов предложил отказаться от гигантских аэропортов и заменить их «калитками на аэродром». Но возможно ли это?

С точки зрения рентабельности переход от хабовых аэропортов к «калиткам» остается весьма спорным. Стоит для начала определиться со структурой доходов аэропорта: в среднем 56% выручки аэропорта приходятся непосредственно на авиационную деятельность, чуть меньше 50% — доходы от неавиационной деятельности. В последнюю входит парковка, услуги по аренде машин и гостиниц, лаунж-зоны, кафе и рестораны, розничная торговля. Уровень дохода от неавиационной деятельности напрямую зависит не от пребывающих пассажиров, а именно от вылетающих. Небольшая доля дохода приходится на неоперационную деятельность типа рекламы, ивентов и т.д. Логично предположить, что для обслуживания данных видов деятельности нужна соответствующая инфраструктура. Изучив стратегию развития некоторых аэропортов, можно сделать вывод, что аэропорты будущего не будут отказываться от хабовой модели.

Возьмем в пример Хитроу — крупный международный аэропорт. Согласно стратегии, к 2030 г. Хитроу будет увеличиваться; связано это и с тем, что аэропорт будет стремиться соответствовать растущим ожиданиям пассажиров. Акцент делается на персонализированный подход к предоставлению услуг. У пассажиров появится возможность создавать свои собственные путешествие и впечатления. На сегодняшний день хорошим примером аэропортов с таким подходом является аэропорт Чанги в Сингапуре. Тут можно найти сад с бабочками, который включает в себя пятиэтажную зону с кондиционером, пешеходными тропами, горками, лабиринтом и самым высоким в мире внутренним водопадом, а также рестораны, магазины, бизнес-центры и возможность почасовой аренды гостиничных домиков.

Аэропорты будущего будут развиваться под влиянием общемировых тенденций — цифровизации и экологичности. Примером внедрения цифровых трансформаций, позволяющих минимизировать временные издержки для пассажиров, в аэропорты являются: уведомления пассажиров о поездке в режиме реального времени, чтобы помочь им отследить изменения в поездке, минимизация времени, которое пассажиры затрачивают на навигацию по аэропорту, увеличение уровня самообслуживания для избегания очередей.

Искусственный интеллект и использование алгоритмов могут улучшить персонализацию путем передачи нужной информации каждому пассажиру в нужный момент в зависимости от местоположения, времени полета, личности пассажира, профиля, вкусов и предпочтений. У каждого пассажира есть особый контекст с уникальными потребностями и интересами.

Автор: Ханифа Тыркба, канд. экон. наук, доцент экономического факультета РУДН

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья