ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестиции

На Гаити появится вторая столица

Кап-Аитьен — первое французское поселение на острове Гаити и первая столица колонии. Сейчас город является основным центром туризма в стране и живет главным образом за счет него. Но после землетрясения 2010 года, от которого сильно пострадала столица Гаити, Порт-о-Пренс, менее пострадавший Кап-Аитьен планомерно перенимает на себя столичные функции в бизнесе, культуре и многих других сферах. Сейчас в северной столице Гаити реализуется ряд инфраструктурных проектов с привлечением крупных зарубежных и международных инвесторов.

Проблемы второй столицы

Землетрясение на Гаити привело к сравнительно небольшим разрушениям в Кап-Аитьене, из-за чего многие жители столицы, Порт-о-Пренса, переселились в этот город на севере страны. Также туда перевели свой бизнес многие предприниматели. Это вызвало еще большую перенаселенность города. Вообще же, землетрясение 2010 года многому научило гаитянские власти, и хотя Кап-Аитьен не оказался в эпицентре землетрясения, то, что он находится в сейсмоопасной зоне, вынуждает принимать меры по снижению уязвимости городской инфраструктуры к стихийным бедствиям.

Кап-Аитьен имеет потенциал стать центром экономического роста на севере страны, но сталкивается со значительными проблемами, которые сдерживают его развитие и снижают качество жизни горожан. В целом эти проблемы характерны для всей страны. Около 64% населения Гаити живет в городах, что делает Гаити четвертой по урбанизации страной в Латинской Америке. Однако урбанизация происходит нескоординированным и нерегулируемым образом, что приводит к перенаселению городов и росту самостроя. Около 74% жителей Кап-Аитьена живет в районах с высокой плотностью населения, а около 72% его зданий находятся в районах, подверженных наводнениям. В то же время лишь небольшая часть городских земель отведена под дорожную инфраструктуру и общественные пространства, ограничивая движение, возможности экономического развития и доступность рекреационных пространств.

Проект городского развития Кап-Аитьена

Совет исполнительных директоров Всемирного банка в прошлом году одобрил грант Международной ассоциации развития в размере $56 миллионов на проект городского развития Кап-Аитьена. Проект направлен на улучшение городской инфраструктуры и общественных пространств, чтобы сделать четвертый по величине и второй по экономической значимости город Гаити более пригодным для жизни. Фактически Кап-Аитьен будут развивать как вторую столицу, с приданием городу столичного внешнего облика. В частности, проект предусматривает модернизацию части набережной Кап-Аитьена, что может существенно способствовать развитию туризма и экономической деятельности.

Кап-Аитьен — новый хаб авиационных перевозок 

В октябре 2020 года возобновились беспосадочные рейсы самолетов компании Spirit Airlines из международного аэропорта Кап-Аитьен в международный аэропорт Форт-Лодердейл-Голливуд (США). Авиакомпания предлагает гостям три еженедельных рейса: по вторникам, четвергам и воскресеньям — с пересадкой в 22 крупных городах США. До того самолеты в США летали только из аэропорта Порт-о-Пренса. Дорис Грэм, генеральный менеджер Spirit Airlines в Кап-Аитьене и Порт-о-Пренсе, сказала, что маршрут будет обслуживать американских туристов, посещающих старейший город на Гаити, а также, по ее словам:

«Этот маршрут показывает нашу приверженность гаитянской диаспоре в Южной Флориде». 

Открытие маршрута было приурочено к 350-летию Кап-Аитьена, которое город отметил в прошлом году. Вместе с тем транспортные проблемы Кап-Аитьена никто не отменял. В частности, в связи с коронавирусом туристические гиганты Royal Caribbean и American Airlines недавно сократили количество туров в город. Это сказалось на Кап-Аитьене, потому что его экономика в первую очередь базируется на туризме.

Энергетика

Большую проблему для Кап-Аитьена представляют постоянные блэкауты: город испытывает дефицит электроэнергии. В связи с этим правительство Гаити заключило стратегическое партнерство с турецкой энергетической компанией Karpowership, которая строит и эксплуатирует плавучие электростанции. В качестве первоочередного места размещения таких электростанций рассматривается находящийся на берегу моря Кап-Аитьен. Контракт является частью Меморандума о взаимопонимании, дающего Гаити возможность перейти от мазута к возобновляемым источникам энергии в течение двадцати лет.

Энергетическую ситуацию в Кап-Аитьене также планируют улучшить за счет строительства солнечной электростанции мощностью 20 МВт. Планируется и строительство солнечной электростанции аналогичной мощности в Гонаиве, городе недалеко от Кап-Аитьена. Инициатива — часть плана президента по обеспечению всеобщего доступа к электричеству в течение его пятилетнего срока, который истекает в феврале 2022 года. Она будет финансироваться за счет кредита от правительства Тайваня.

Модернизация морского порта

Также рассматривается проект модернизации морского порта Кап-Аитьена. Это один из трех международных морских портов Гаити, второй после Порт-о-Пренса и один из девяти основных портовых объектов на Гаити. Порт расположен в заливе Кап-Аитьен, на северном побережье Гаити. Он обеспечивает прямой доступ к рынкам в северных департаментах страны, которые географически отделены от столицы и ее портовых сооружений горными хребтами. Порт Кап-Аитьен обслуживает примерно 10% почти 10-миллионного населения страны. Его географически центральное положение в Карибском бассейне обеспечивает прямые морские перевозки в США и возможность единовременного соединения с крупными морскими транспортными хабами по всему региону.

Стратегическое преимущество Гаити — в расположении посреди Карибского моря. А стратегическое преимущество Кап-Аитьена — в относительной близости к южным портам США. Чтобы извлечь из этого выгоду и увеличить поток товаров в северные департаменты Гаити и из них, необходимо увеличить пропускную способность транспортного узла на севере. Кап-Аитьен рассматривается как второй транспортный морской хаб после Порт-о-Пренса.

Модернизацию порта предполагается проводить в два этапа. На первом этапе требуется улучшить наземную инфраструктуру, что включает модернизацию коммунальных служб; строительство нового административного здания и складов; снос неиспользуемых или заброшенных вертикальных конструкций; мощение дорог и складских помещений; установку холодильных хранилищ; установку навигационных средств, средств связи и охранного оборудования. Первый этап начался еще в 2019 году с упором на модернизацию связи и безопасности, а также детальное проектирование различных зданий и дорог. Второй этап предусматривает специализированное морское строительство, которое включает в себя инженерное проектирование, возведение, ремонт и замену причалов порта, а также дноуглубление причальных зон и поворотного бассейна. В настоящий момент открыт тендер, в результате которого будет объявлен подрядчик работ. Поддержку проекту оказывает организация USAID.

Перспективы

Постоянные политические кризисы на Гаити крайне осложняют ситуацию с амбициозными проектами сделать из Кап-Аитьена вторую столицу. Тем не менее иностранные инвесторы не уходят из страны. Основным риском является риск возможной отставки президента Жовенеля Моиза и приход к власти оппозиции, настроенной резко негативно по отношению к сотрудничеству с западным миром. Тогда проект действительно может провалиться. Пока же действующие президент и правительство у власти, есть возможность того, что проекты сделать из Кап-Аитьена образцово-показательный экономический центр страны вместо до сих пор не восстановленного после землетрясения Порт-о-Пренса будут реализованы.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья