• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Стартапы

Нахимичить миллионы

Проект по производству и реализации автомобильного средства УМКА – новое направление деятельности «Национального центра инноваций» («НЦИ»), базирующегося в центре «Сколково». Об истории компании, начавшейся еще в 2013 году, и о качествах нового продукта, созданного на основе гиперразветвленного высокомолекулярного соединения, «Инвест-Форсайту» рассказал генеральный директор «НЦИ» Денис Лосев.

Инноваторы-студенты

Будучи студентом химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Денис Лосев уже интересовался возможностями практического применения полученных навыков. К собственному делу специалиста подталкивала, по его признанию, безрадостная ситуация на рынке труда – выпускник МГУ не мог рассчитывать на зарплату больше 30-40 тысяч рублей, работая технологом или лаборантом. Вместе с друзьями – будущими бизнес-партнерами – Лосев еще до окончания учебы разработал первый инновационный продукт: средство для мытья автомобилей без воды. На создание и тестирование новинки ушло меньше месяца. Воодушевившись этим фактом, молодые химики в 2013 году открыли юридическое лицо (ООО «ФьючеТэк») и выпустили пробную партию вещества. Средства, необходимые для старта производства, команда изыскала из собственных сбережений. За этим последовали другие разработки: супергидрофобное покрытие для стройматериалов и экологичная светящаяся в темноте краска, показывающая аварийные пути в здании в случае ЧП.

Инноваторы продемонстрировали свою продукцию ректору МГУ, благодаря чему в тот же день нашли первого инвестора. Университет нуждался в сухой автомойке, так как экологические нормативы запрещали мыть машины на его территории традиционным способом. Вскоре было открыто две станции безводной мойки автомобилей – одна из них располагалась при МГУ. Однако поддержать дальнейшие проекты химиков, не имеющие аналогов на российском рынке, инвестор не решился.

Речь шла о защитных покрытиях для автомобиля: нанокерамике и жидком стекле. Несмотря на разрыв сотрудничества с первым вкладчиком, средства в размере 500 тысяч рублей все же нашлись, и производство было запущено. Уже через месяц проект вышел на окупаемость.

«На текущий момент у нас около 200 клиентов ежемесячно, средний чек – 12,5 тысяч рублей», – рассказывает Денис Лосев о нынешних продажах автомобильных защитных покрытий.

Расширение компании

За 4 года команда создала в общей сложности 37 инновационных продуктов. Как поясняет Лосев, такие вещества или вовсе не производятся в России, или существующие отечественные аналоги уступают продукции «Национального центра инноваций». Такое название получила компания, аккумулирующая патенты, разработки и товарные знаки Лосева и его партнеров.

«Вся сложность задачи заключается в том, чтобы от научной идеи дойти до продаваемого продукта. Это целая пропасть. Сначала нужно найти идею, затем изучить литературу, потом заказать компоненты и сделать эксперименты “в пробирке”. Затем все это масштабировать, придумать узнаваемую упаковку, сделать интересный маркетинговый ход – и продавать», – описывает предприниматель пошаговый процесс коммерциализации научных разработок.

Сейчас химики-разработчики, имеющие собственную высокотехнологичную лабораторию, разделены на 4 команды, ведущие проекты, каждый из которых оформлен как отдельное юридическое лицо: защитные покрытия, инжиниринг химпроизводств, УМКА («Умная капля»), химия для аграрного бизнеса.

В своих сотрудниках, которых насчитывается уже около 20 человек, основатель компании больше всего ценит креативность. Поэтому инновационное предприятие не имеет жестких внутренних механизмов управления. Каждому предоставлена свобода действий в пределах заданного вектора.

Новый продукт

Идея «Умной капли» появилась у инноваторов «НЦИ», по их признанию, «спонтанно».

Средство является добавкой к любой стандартной омывающей жидкости, улучшающей ее свойства. Ключевым компонентом состава стал гиперразветвленный полимер на водной основе, использование которого директор по развитию «Национального центра инноваций» Артем Мануилов связывает с последними научными достижениями команды.

УМКА, как утверждают разработчики, дает сразу 12 эффектов, в том числе увеличение срока службы стеклоочистителей в 5 раз. Средство защищает стекло автомобиля от воды, снега и льда, грязи, пыли, смолы и асфальта, реагентов, насекомых, мелких осколков. Образующаяся на поверхности «лобовика» пленка не пропускает ультрафиолет и улучшает видимость в процессе движения. Защитный слой самообновляется каждый раз при срабатывании форсунок. Еще одно достоинство вещества – абсолютная безопасность для здоровья человека.

Рынок премиальных защитных покрытий в России, по мнению Дениса Лосева, развит слабо. Однако гендиректор «НЦИ» видит большие перспективы продаж нового средства, поскольку оно, в отличие от существующих аналогов, отличается невысокой ценой. Кроме того, уверяет создатель, пользоваться «Умной каплей» может даже «неопытная девушка-водитель». Для обработки стекла не нужно обращаться в СТО – все можно сделать самостоятельно, просто добавив средство в бачок стеклоомывателя. Аналогичных товаров нет не только на российском, но и на зарубежном рынке. УМКА разом заменяет «антидождь», «незамерзайку» и другие средства.

Все содержимое флакона емкостью 12 мл используется разом – для залива средства требуется всего 2 секунды. Расход вещества определяется, по словам Дениса Лосева, «стилем вождения» конкретного покупателя.

Продажи УМКИ ведутся через собственный сайт производителя. «Национальный центр инноваций» стремится наладить сотрудничество с автомойками, автомагазинами, АЗС, СТО, дистрибьюторскими компаниями, предлагая им выгодную оптовую цену, бесплатную тестовую продукцию и рекламные материалы, а также быструю доставку по России и СНГ. На сегодняшний день региональные представители по продаже УМКИ есть в обеих столицах, Подмосковье и Ленинградской области, Самарской и Новосибирской областях, Удмуртии и Ханты-Мансийском автономном округе.

Перспективы

Денис Лосев не собирается останавливаться на продажах автокосметики, хотя признает высокую маржинальность отрасли. Вслед за «Умной каплей» компания планирует стать новым игроком на рынке агрохимии. По словам Лосева, в России закупается агрохимических продуктов на $2 млрд, при этом половина товаров импортные, а другая – изготавливается из импортного сырья. «Национальный центр инноваций» уже имеет перспективные разработки – средства, защищающие урожай от последствий засухи или заморозков. Однако процесс выхода на рынок тормозится длительными сроками оформления документов: чтобы получить сертификат на агрохимическую продукцию, требуется от 1 до 3 лет.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...