ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Национальный план противодействия коррупции и антикоррупционная безопасность бизнеса

Александр Расстрыгин

Александр Расстрыгин

Заместитель заведующего отделом проверок управления противодействия коррупции Главного управления региональной безопасности Московской области

В Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденном в августе этого года президентским указом № 478, отдельный раздел VIII посвящен реализации антикоррупционных мер в частном секторе экономики. Внимание государства к проблеме антикоррупционной безопасности бизнеса неслучайно и является элементом последовательно выстраиваемой политики, основанной в том числе на международных обязательствах России. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Принято считать, что коррупция присуща исключительно системе публичной власти и завязанной на ней бюджетной сфере, что верно лишь отчасти. В действительности коррупционным проявлениям существенно подвержен и частный бизнес, что вызывает серьезную озабоченность не только в стране, но и во всем мире.

В «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году, отмечено, что такое явление, как коррупция, несет в себе серьезный ущерб не только для общества, но и для экономики всех стран, в силу чего активное вовлечение частного сектора в реализацию антикоррупционной политики считается первостепенной задачей. Пункт 1 статьи 12 Конвенции содержит призыв к государствам-участникам принимать меры по предупреждению коррупции в частном секторе и в надлежащих случаях по установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.

В 2013 году Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности разработало практическое руководство под названием «Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий». В предисловии к русскоязычному изданию документа отмечено, что коррупция снижает экономический рост, искажает конкуренцию и связана с серьезными правовыми и репутационными рисками. Она отталкивает инвесторов, действуя как скрытый «налог» или незаконный накладной расход, таким образом увеличивая затраты компаний и, как следствие, расходы их клиентов. Если кратко охарактеризовать практическую значимость этой программы, можно сказать, что она предлагает способы преодоления коррупции в деловом сообществе посредством соблюдения повышенных стандартов добросовестности.

Новая деловая культура

Основополагающим законом, заложившим правовые и организационные основы, основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В 2012 году закон был дополнен статьей 13.3, в императивной форме, то есть безоговорочно, предписывающей организациям разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Причем такая обязанность лежит на всех организациях, вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности, что особо подчеркнул Конституционный Суд РФ в своем определении от 26.03.2020 № 585. Определено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Эти положения напрямую корреспондируют Конвенции ООН против коррупции в части противодействия отмыванию денежных средств (статья 14), ответственности юридических лиц (статья 26), защиты лиц, сообщающих информацию (статья 33), сотрудничества с правоохранительными органами (статья 37).

Национальный план противодействия коррупции как системный документ программного характера, рассчитанный на исполнение в рамках определенного временного периода, охватывал меры по противодействию коррупции в сфере бизнеса и ранее. Так, в плане на 2018–2020 гг. в качестве одной из основных задач провозглашалась защита субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц.

В чем заключается комплекс соответствующих мер в актуальном плане, реализуемом вплоть до 2024 года? Раздел VIII «Реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики» включает поручения и рекомендации по разработке комплекса мер по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества по вопросам противодействия коррупции. Ответственными исполнителями по данному блоку мероприятий определены Правительство Российской Федерации и Торгово-промышленная палата Российской Федерации с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, иных заинтересованных государственных органов и организаций, а также общероссийских объединений предпринимателей (работодателей).

Ожидаемым результатом обозначено внедрение в сферу бизнеса процедур внутреннего контроля, реализация антикоррупционной политики на основе лучших практик в области противодействия коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики.

Выполнение этих задач, по сути, направлено на стимулирование и поощрение внедрения в российских компаниях системы внутреннего антикоррупционного комплаенса. Методическую базу внедрения в организациях антикоррупционных мер составляют выпущенная 18 сентября 2019 года Минтрудом информация: «Меры по предупреждению коррупции в организациях», рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, а также памятка «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование».

Ключевыми элементами внедрения эффективной системы предупреждения коррупции в организациях Минтрудом определены разработка, принятие антикоррупционной политики организации и кодекса корпоративной этики, назначение подразделения и (или) работников, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, оценка коррупционных рисков, выявление и урегулирование конфликта интересов, установление для работников стандартов и кодексов поведения (антикоррупционные стандарты), внедрение процедуры оценки добросовестности контрагентов, проведение антикоррупционного аудита отдельных операций и сделок, внедрение процедуры внутреннего контроля ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, а также проведение мониторинга эффективности реализации мер по предупреждению коррупции, осуществляемого как в рамках внутреннего аудита, так и в процессе прохождения внешней, независимой проверки или сертификации.

В качестве отдельного направления в этой деятельности рекомендована информационно-просветительская работа: информирование и консультирование работников и контрагентов о существующих локальных нормативных актах организации, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции.

Кроме того, вторя положениям упомянутых выше статей 37 Конвенции ООН против коррупции и 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», Минтруд рекомендует обеспечить сотрудничество с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции, уделяя внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемых работниками организации и ее контрагентами. Для обеспечения реальной возможности сообщать о коррупционных правонарушениях в организации предлагается создать доступные и конфиденциальные каналы обратной связи для работников и контрагентов: телефонная «горячая линия», электронная приемная на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; опубликованы контактные данные для направления сообщений в письменной форме.

В рекомендациях Минтруда по порядку проведения оценки коррупционных рисков определены такие ключевые понятия, как коррупционное правонарушение, коррупционный риск, анализ коррупционного риска, коррупционная схема, индикатор коррупции. Кроме того, в документе приведен общий порядок оценки коррупционных рисков, подготовки к ее проведению, описание бизнес-процессов, анализа и ранжирования коррупционных рисков.

Ведомством, кроме того, даются практические рекомендации о действиях по минимизации коррупционных рисков, оформлению, согласованию и утверждению результатов их оценки, а также формированию перечня должностей в организации, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В Памятке обязанностей работника Минтруд, в частности, рекомендует включать в трудовые договоры всех работников организации обязанности по соблюдению требований утвержденной антикоррупционной политики и локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения коррупции. В таком случае работодатель может располагать возможностью применить к работнику, допустившему неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей, меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Кроме того, в организации предполагается внедрение системы вознаграждения и защиты работников, сообщивших о фактах коррупции.

Возвращаясь к положениям разработанного Управлением ООН по наркотикам и преступности руководства, стоит отметить содержащуюся в них фундаментальную идею об общепризнанной на сегодня обязанности компаний проявлять высокую гражданскую ответственность. Результаты внедрения в компаниях антикоррупционных норм все больше дают в руки предпринимательскому сообществу убедительных аргументов в пользу не декларативности, а практической ценности утверждения, что противодействие коррупции имеет здравый коммерческий смысл. Коррупционные методы ведения деятельности, напротив, создают серьезные риски привлечения к ответственности компаний и работодателей, которые сталкиваются с серьезными последствиями за нарушение антикоррупционного законодательства. Негативными последствиями для компаний, по мнению разработчиков руководства, при этом также выступают растущие затраты в связи с коммерческим подкупом, неблагоприятная взаимозависимость спроса и предложения при коррупционных действиях (выливающаяся в постоянное искажение запросов) или упущенные коммерческие возможности на искривленных рынках.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья