ENG
Перейти в Дзен
Инвестиции, Это интересно

Новый холдинг хочет захватить логистический рынок

На рынке логистических компаний, обслуживающих «последнюю милю» в сегменте b2c, то есть доставку товаров от продавца к покупателю-физлицу, возможна консолидация. Ее планы вынашивает известный в отрасли предприниматель Денис Иванников, в мае купивший компанию «МаксиПост».

Бизнесмен Денис Иванников

Вообще говоря, «МаксиПост» — далеко не самый крупный оператор курьерской доставки. По оценкам самого Дениса Иванникова, он занимает примерно 4 место. Имея годовой оборот 6,9 млрд рублей, «МаксиПост» обрабатывает примерно 8 тыс. заказов в сутки. Между тем лидер рынка, компания СДЭК, обрабатывает 115 тыс. заказов в сутки. Общий объем рынка независимых (то есть не аффилированных с магазинами) курьерских служб в сегменте b2c составляет порядка 350 тыс. заказов в сутки. Правда, официальной статистики нет, и все эти данные — только экспертная оценка, проведенная по косвенным признакам (например по нумерации заказов).

В настоящее время «МаксиПост» обладает 16 филиалами в различных городах России, его штат — включая, собственно, курьеров — насчитывает около 800 сотрудников.

Для вывода компании на лидирующие позиции Денис Иванников рассчитывает сделать несколько шагов. Прежде всего, на базе «МаксиПоста» будет создан холдинг, к которому присоединятся более мелкие игроки рынка. Кроме того, для быстрой и дешевой территориальной экспансии «МаксиПост» планирует начать широкую продажу франшиз. Наконец, большое значение для конкурентоспособности курьерской службы имеет ее IT-платформа.

Холдинг уже начал формироваться. Как сообщил Денис Иванников «Инвест-Форсайту», «МаксиПост» будет только зонтичной структурой. К настоящему времени на разных стадиях находятся сделки о покупке еще четырех логистических компаний меньшего масштаба. И до конца года Иванников планирует купить «еще несколько» игроков.

Суммы сделок не раскрываются, но, насколько можно судить по косвенным данным, покупка «МаксиПоста» обошлась в не менее чем 150 млн рублей; кроме того, еще 100 млн рублей Иванникову пришлось доинвестировать в компанию. По словам нового владельца, «МаксиПост» привлек его прежде всего высокой культурой бизнеса и эффективностью менеджмента, что, вероятно, связано с тем, что прежним владельцем «МаксиПоста» была финская компания Itella. Это, в частности, проявилось в том, что отчетность компании действительно соответствует реальному положению дел — что было удобно при покупке бизнеса.

По словам Дениса Иванникова, он уже получил предложение о перепродаже «МаксиПоста» с коэффициентом 1:3, но считает, что сможет вырастить холдинг до еще большей стоимости. При этом не исключается привлечение внешних инвесторов в различные дочерние компании нового холдинга.

Франшизы, как уже было сказано, будут играть очень большую роль в экспансии «МаксиПоста». Франчайзи будут «подключаться» к трафику холдинга, и при этом получать стандарты работы, KPI и доступ к IT-платформе головной компании. Денис Иванников понимает толк в IT: в 2015 году он основал Apiship — универсальную платформу для обмена данными между курьерской службой и интернет-магазином.

Ситуация на логистическом рынке между тем далеко не самая простая. У независимых логистических операторов есть два типа конкурентов. Во-первых, собственные курьерские службы магазинов, интернет- и обычных. Но еще важнее конкуренция «Почты России», которая сегодня является главным каналом международной посылочной торговли — прежде всего для потока посылок из Китая. По словам Дениса Иванникова, нужно признать заслуги Дмитрия Страшнова (главы «Почты России» в 2013—2017 гг.), который действительно сумел перестроить работу почтового ведомства так, что то смогло встроиться в коммерческий трафик, и прежде всего в российско-китайский кроссбординг. Стоит напомнить: объемы международной посылочной торговли в России по итогам 2017 года оценивали в 374 млрд рублей. По данным Дениса Иванникова, к настоящему времени китайская торговая платформа AliExpress обеспечивает «Почте России» трансграничный трафик в Россию на уровне 1,5 млн посылок в сутки, что в несколько раз превосходит объем внутреннего рынка курьерской доставки. Правда, де-факто китайские посылки часто содержат комплектующие для малого бизнеса.

Денис Иванников считает, что в условиях сужения рынка его консолидацию проводить даже проще. «МаксиПост» также работает с китайским трафиком, при этом его руководитель уверен: работать с ним можно только по рентабельным коммерческим тарифам. Многие лидеры рынка совершили ошибку, согласившись на поставленные китайцами условия (в частности бесплатное или дешевое хранение) в надежде, что все окупят большие объемы трафика. Однако такая политика может привести к серьезным финансовым потерям.

Денис Иванников обладает богатым опытом в сфере электронной коммерции и логистики. С 2006 по 2014 гг. он основал несколько интернет-магазинов (электрооборудования, часов и др.), а в 2014 году приобрел долю в IM Logisitic (ныне IML), вскоре выступив в роли CEO в самое непростое для компании время, когда компания готовилась к банкротству.

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья