• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Инвестиции, Это интересно

Новый холдинг хочет захватить логистический рынок

На рынке логистических компаний, обслуживающих «последнюю милю» в сегменте b2c, то есть доставку товаров от продавца к покупателю-физлицу, возможна консолидация. Ее планы вынашивает известный в отрасли предприниматель Денис Иванников, в мае купивший компанию «МаксиПост».

Бизнесмен Денис Иванников

Вообще говоря, «МаксиПост» – далеко не самый крупный оператор курьерской доставки. По оценкам самого Дениса Иванникова, он занимает примерно 4 место. Имея годовой оборот 6,9 млрд рублей, «МаксиПост» обрабатывает примерно 8 тыс. заказов в сутки. Между тем лидер рынка, компания СДЭК, обрабатывает 115 тыс. заказов в сутки. Общий объем рынка независимых (то есть не аффилированных с магазинами) курьерских служб в сегменте b2c составляет порядка 350 тыс. заказов в сутки. Правда, официальной статистики нет, и все эти данные – только экспертная оценка, проведенная по косвенным признакам (например по нумерации заказов).

В настоящее время «МаксиПост» обладает 16 филиалами в различных городах России, его штат – включая, собственно, курьеров – насчитывает около 800 сотрудников.

Для вывода компании на лидирующие позиции Денис Иванников рассчитывает сделать несколько шагов. Прежде всего, на базе «МаксиПоста» будет создан холдинг, к которому присоединятся более мелкие игроки рынка. Кроме того, для быстрой и дешевой территориальной экспансии «МаксиПост» планирует начать широкую продажу франшиз. Наконец, большое значение для конкурентоспособности курьерской службы имеет ее IT-платформа.

Холдинг уже начал формироваться. Как сообщил Денис Иванников «Инвест-Форсайту», «МаксиПост» будет только зонтичной структурой. К настоящему времени на разных стадиях находятся сделки о покупке еще четырех логистических компаний меньшего масштаба. И до конца года Иванников планирует купить «еще несколько» игроков.

Суммы сделок не раскрываются, но, насколько можно судить по косвенным данным, покупка «МаксиПоста» обошлась в не менее чем 150 млн рублей; кроме того, еще 100 млн рублей Иванникову пришлось доинвестировать в компанию. По словам нового владельца, «МаксиПост» привлек его прежде всего высокой культурой бизнеса и эффективностью менеджмента, что, вероятно, связано с тем, что прежним владельцем «МаксиПоста» была финская компания Itella. Это, в частности, проявилось в том, что отчетность компании действительно соответствует реальному положению дел – что было удобно при покупке бизнеса.

По словам Дениса Иванникова, он уже получил предложение о перепродаже «МаксиПоста» с коэффициентом 1:3, но считает, что сможет вырастить холдинг до еще большей стоимости. При этом не исключается привлечение внешних инвесторов в различные дочерние компании нового холдинга.

Франшизы, как уже было сказано, будут играть очень большую роль в экспансии «МаксиПоста». Франчайзи будут «подключаться» к трафику холдинга, и при этом получать стандарты работы, KPI и доступ к IT-платформе головной компании. Денис Иванников понимает толк в IT: в 2015 году он основал Apiship – универсальную платформу для обмена данными между курьерской службой и интернет-магазином.

Ситуация на логистическом рынке между тем далеко не самая простая. У независимых логистических операторов есть два типа конкурентов. Во-первых, собственные курьерские службы магазинов, интернет- и обычных. Но еще важнее конкуренция «Почты России», которая сегодня является главным каналом международной посылочной торговли – прежде всего для потока посылок из Китая. По словам Дениса Иванникова, нужно признать заслуги Дмитрия Страшнова (главы «Почты России» в 2013-2017 гг.), который действительно сумел перестроить работу почтового ведомства так, что то смогло встроиться в коммерческий трафик, и прежде всего в российско-китайский кроссбординг. Стоит напомнить: объемы международной посылочной торговли в России по итогам 2017 года оценивали в 374 млрд рублей. По данным Дениса Иванникова, к настоящему времени китайская торговая платформа AliExpress обеспечивает «Почте России» трансграничный трафик в Россию на уровне 1,5 млн посылок в сутки, что в несколько раз превосходит объем внутреннего рынка курьерской доставки. Правда, де-факто китайские посылки часто содержат комплектующие для малого бизнеса.

Денис Иванников считает, что в условиях сужения рынка его консолидацию проводить даже проще. «МаксиПост» также работает с китайским трафиком, при этом его руководитель уверен: работать с ним можно только по рентабельным коммерческим тарифам. Многие лидеры рынка совершили ошибку, согласившись на поставленные китайцами условия (в частности бесплатное или дешевое хранение) в надежде, что все окупят большие объемы трафика. Однако такая политика может привести к серьезным финансовым потерям.

Денис Иванников обладает богатым опытом в сфере электронной коммерции и логистики. С 2006 по 2014 гг. он основал несколько интернет-магазинов (электрооборудования, часов и др.), а в 2014 году приобрел долю в IM Logisitic (ныне IML), вскоре выступив в роли CEO в самое непростое для компании время, когда компания готовилась к банкротству.

Автор: Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»