ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Новый радар продлит жизнь американским самолетам

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

Оснащение парка существующих военных самолетов технологиями пятого поколения как продлевает жизнь этим самолетам, так и удешевляет модернизацию военно-воздушных сил. В частности, Соединенные Штаты оснащают новейшими радарами AN/APG-83 Scalable Agile Beam Radar (SABR) несколько типов истребителей и бомбардировщиков, продлевая им жизнь на четверть века. 

Конструкция и характеристики

На конкурсе 2013 года компания Lockheed Martin выбрала AN/APG-83 SABR компании Northrop Grumman в качестве радара с активной антенной решеткой с электронным сканированием для программ модернизации и обновления F-16 1970-х гг. разработки.

Радар использует частоту 20 ГГц и может сопровождать одновременно до 35 целей. APG-83 позволяет обнаруживать морские цели на расстоянии до 120 км, воздушные цели — до 150 км.

В конструкции системы SABR используются уже проверенные технологии РЛС пятого поколения AN/APG-77 на F-22 Raptor и AN/APG-81 на F-35 Lightning II. В частности, повторяется структура радара, выход радиоволн и охладитель. Высокая степень уже используемых технологий в других РЛС, общие производственные процессы и инфраструктура способствуют повышению эффективности всех радиолокационных программ Northrop Grumman и более экономичному производству SABR.

Большая пропускная способность и скорость SABR позволит самолетам обнаруживать, отслеживать и идентифицировать большее количество целей быстрее и на больших расстояниях. Кроме того, радар может работать во враждебной радиоэлектронной среде и оснащен всепогодным радиолокационным картированием с синтезированной апертурой, которое предоставляет пилоту изображение поверхности с большим разрешением, позволяющее точно идентифицировать цель и нанести удар. Надежность SABR по сравнению с радарами предыдущего поколения стала выше в 3–5 раз.

F-16

ВВС США планируют сохранить 350 самолетов F-16 как минимум до 2048 года. В декабре 2019 года ВВС заключили с Northrop Grumman контракт на производство 372 радаров на сумму $1 млрд. В сентябре 2020 года ВВС начали установку радаров AN/APG-83 SABR на 72 самолетах F-16 Национальной гвардии США. Судя по некоторым заявлениям, это делается для лучшего обнаружения и отслеживания российских крылатых ракет Северным командованием США. Модернизация радара F-16 увеличивает эксплуатационную жизнеспособность и надежность ВВС, одновременно предоставляя пилотам возможности радара истребителя 5-го поколения.

«SABR позволяет пилотам F-16 обнаруживать, отслеживать и идентифицировать большее количество угроз, быстрее и на больших расстояниях», — сказал Марк Росси, директор программы SABR в Northrop Grumman.

Предполагается, что установка и интеграция на F-16 нового радара обойдется в $1 млн за самолет. Это дорого и связано с тем, что другой радар компании — Raytheon — был отклонен ВВС США.

B-52H 

Радар планируется установить на 76 стратегических бомбардировщиках B-52H Stratofortress ВВС США, что повысит его сенсорные возможности. Нынешний радар, установленный на B-52, — радар с механической антенной решеткой AN/APQ-166 — является относительно древним: его последнее крупное обновление произошло более 30 лет назад.

Добавление современного радара к набору возможностей B-52H изменит правила игры. Такой радар, как SABR, предлагает резкое увеличение дальности и точности поражения целей, а также расширяет возможности B-52 по целеуказанию, наблюдению и ситуационной осведомленности при любых погодных условиях. Возможность создавать подробные радиолокационные карты поверхности земли и предоставлять улучшенные возможности индикатора наземных движущихся целей приведет к синергетическим эффектам всех самолетов, где будет установлен этот радар.

Это также позволит B-52 стать лучшим противокорабельным средством поражения, чем он есть сейчас, поскольку он сможет обнаруживать корабли и классифицировать их с больших расстояний, чтобы использовать против них современные противокорабельные ракеты.

В дополнение к основным функциям модернизация радаров сможет дать B-52H расширенные возможности радиоэлектронной борьбы и возможность отправлять большие объемы данных на другие платформы и большие расстояния.

Также стоит отметить, что различные действия могут выполняться одновременно. Другими словами, один член экипажа B-52 может просматривать небо в поисках воздушных угроз, в то время как другой — заниматься целеуказанием. Многорежимная работа просто невозможна с системами радаров с механически сканируемой антенной решеткой и особенно полезна для экипажей бомбардировщиков с различными ролями.

SABR-Global Strike и B-1B

В настоящее время компанией Northrop Grumman разрабатывается более мощная версия радара AN/APG-83 — SABR-Global Strike (GS). Данным радаром планируется оснастить парк стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer ВВС США вместо радара APQ-164. Разработка SABR-GS проходила в рамках контракта на снижение рисков на сумму $21 млн, заключенного в 2011 году ВВС США. Как ожидается, новый радар продлит срок службы бомбардировщика B-1 минимум на 25 лет.

SABR-GS будет почти в три раза больше и мощнее, чем SABR. Он будет предлагать цифровые карты с большой синтезированной апертурой с беспрецедентной детализацией целевых областей при любых погодных условиях в любое время суток. Кроме того, улучшенная обработка изображений обеспечит значительное преимущество в ситуационной осведомленности и даст B-1 новые мощные возможности для разведки, наблюдения и целеуказания.

Развитие и значение

Радар SABR также был выбран Корпусом морской пехоты США для своих самолетов F/A-18C/D 1970-х гг. разработки. Кроме этого, Тайвань и Южная Корея заинтересованы в обновлении своих истребителей за счет радара SABR. Экспортные возможности сделают программу SABR экономически эффективной и быстрой в реализации.

Наделение старых военных самолетов, например B-52, которым скоро исполнится 70 лет, новым радаром в сочетании со всеми другими улучшениями, которые они получают в рамках программ модернизации, сделает их способными противостоять новым вызовам и угрозам. А в сочетании с новейшим бомбардировщиком-невидимкой B-21 Raider — на десятилетия существенно увеличат стратегические возможности авиации США.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья