ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Об электромобилях — без лишнего оптимизма

Михаил Якимов

Михаил Якимов

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта

Трудно спорить с тем, что рано или поздно все транспортные средства перейдут на использование электрических двигателей вместо двигателей внутреннего сгорания. Речь не только про легковые автомобили, но и про грузовой транспорт, даже железнодорожный транспорт, водный транспорт и авиацию. А вот когда это произойдет — вопрос весьма дискуссионный. На мой взгляд, в общественных дискуссиях присутствует излишний оптимизм относительно сроков этой трансформации. 

Развитие электроавтомобилей — будущее, которое неминуемо ждет всех нас. Однако сейчас развитие электрических автомобилей, их использование сдерживаются целым рядом факторов. Часть из них является глобальными, а часть связана именно с российской спецификой.

Во-первых, ограничения технологий. Технологии в электрическом транспорте — современное и, главное, очень динамично развивающееся направление, которое включает в себя как непосредственно сами электрические двигатели, так и способы хранения электрической энергии.

Можно посмотреть, как трансформировались аккумуляторы за последние десятилетия. В течение почти 70 лет применялся свинцово-кислотный аккумулятор, а потом за короткий период времени появились никель-кадмиенивые аккумуляторы, никель-металл-гидридные, литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы.

Однако электротранспорт по-прежнему ограничен малым запасом хода из-за существующих на данный момент технологий хранения энергии. И понятно, что чем больше страна, тем автомобили с таким ограничением будут в ней меньше использоваться.

Во-вторых, ограничения инфраструктуры. Действительно, можно модернизировать подвижный состав, который работает на тех же видах топлива, что и вся инфраструктура. То есть когда заправочные станции не меняются и не модернизируются. А вот создание электрического автомобиля при полном отсутствии инфраструктуры — очень длительный процесс. Как и дороги, транспортная инфраструктура существенно отстает от темпов автомобилизации в Российской Федерации.

В любом случае, темп внедрения электроавтомобилей в России будет ниже, чем в европейских городах. В отличие от этих стран, у нас очень большая разница в плотности дорог и плотности населения. В России по-прежнему не решена задача обеспечения транспортной доступности всей территории.

В-третьих, ограничения, связанные с безопасностью электрических автомобилей. Существует один важный аспект, который, к сожалению, пока обходится вниманием специалистов. Я говорю о послеаварийной безопасности транспортных средств, в частности о послеаварийной безопасности электрических автомобилей. Что будет с электрическим автомобилем, который попадает в серьезное ДТП, например перевернется, утонет или загорится?

Для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и запасом жидкого углеводородного топлива эти вопросы давно исследованы и изучены, в том числе на многочисленной практике, которая касается эвакуации и пожаротушения таких автомобилей. Что касается возгорания электрических автомобилей, этот вопрос, к сожалению или счастью, пока недостаточно изучен.

Есть несколько примеров, как происходит горение электрического автомобиля Tesla. Что будет при возгорании с электробусами, мы пока вообще не знаем. Какая будет скорость распространения огня, смогут ли пассажиры покинуть транспортное средство? В конце концов, мы не знаем состав продуктов горения топливных элементов электрических автомобилей. Может быть, в процессе горения топливные элементы будут выделять такой объем загрязняющих веществ высоких классов опасности, что нужно будет эвакуировать целый город. Эти вопросы еще предстоит изучить — и предстоит их изучить, к сожалению, на практике.

В качестве контртезиса в пользу развития электротранспорта часто приводят вопросы экологического характера, которые, безусловно, важны и имеют важное значение для качества жизни человека в городе. Однако все это время, когда развивался электротранспорт, двигатели внутреннего сгорания тоже не были аутсайдерами научно-технического прогресса и постоянно совершенствовались. Современные двигатели внутреннего сгорания имеют впечатляющие показатели по получению полезной энергии с грамма топлива и выбрасывают мало загрязняющих веществ.

Средний возраст транспортного средства в России превышает 15 лет. Даже нормам «Евро-2» не соответствует больше половины грузовых автомобилей. Полагаю, если бы весь автопарк в городе соответствовал стандартам «Евро-5», вопрос о переходе на электроавтомобили был бы не так актуален с точки зрения экологии.

Легко использовать электрический автомобиль в такой малой стране, как Монако или даже Бельгия. Однако для такой страны, как Российская Федерация, ограниченный запас хода электрических автомобилей и ограничения инфраструктуры будут являться основным критическим параметром их будущего распространения.

Вполне возможно, развитие электрических автомобилей будет ориентировано не на совершенствование способов хранения энергии, а на совершенствование способов переработки энергии из какого-либо вида экологического топлива.

Недавно Владимир Путин заявил о необходимости интенсификации разработок так называемых водородных топливных элементов, которые получают электрический ток из водорода. И я думаю, это вполне перспективное направление именно для Российской Федерации, которая имеет большие запасы углеводородного топлива, из которого можно получать водород и использовать его в топливных элементах электрических автомобилей.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья