Поиски визитной карточки часто превращаются в утомительный квест — обшарив сумки, ящики стола и под конец добравшись до карманов, многие теряют надежду и ищут собеседника в социальных сетях, притом не всегда удачно. Решить проблему раз и навсегда намерен стартап Spotster — вместо традиционных карточек основатели проекта предлагают обмениваться цифровыми визитками, которые не теряются, легко и быстро обновляются, а главное, совершенно бесплатны. Создатели сервиса ставят весьма амбициозные цели — по задумке, Spotster должен стать таким стандартом в мире обмена контактными данными, каким уже стал Instagram для публикации в сети фотографий.
Полный онлайн
Как сообщить друзьям, коллегам и партнерам, что вы сменили место работы, номер телефона или адрес офиса? Можно воспользоваться рассылкой SMS, электронных писем или же написать пост в Фейсбуке. Впрочем, все это хорошо работает лишь в теории, считает директор по развитию Spotster Илья Кондратьев. В реальности такой подход грозит если не потерей важных связей и контактов, то как минимум впустую потраченным временем. Куда проще, объясняет он, хранить свои контактные данные на Spotster в формате электронной визитки, просто внося в нее все нужные изменения онлайн. Создать визитку не составит труда — на все про все потребуется не более 5 минут, при этом ее можно снабдить фотографией, контактными данными и местом работы, а также настроить уровни конфиденциальности и доступа по разным параметрам (например, визитку можно сделать видимой в определенном регионе).
Удобнее и быстрее станет в итоге и поиск бизнес-партнеров — ведь в электронных визитках можно указать самый широкий набор данных, по которым затем вас сможет отыскать, к примеру, потенциальный заказчик. Ну и, конечно же, цифровыми карточками можно обмениваться на деловых встречах — всего-то и нужно, что отыскать собеседника в мобильном приложении сервиса.
«Мы долго смотрели на обычные визитные карточки и удивлялись, что, несмотря на все современные технологии, чтобы создать даже контакт в телефоне, нужно вносить все данные вручную. А сами бумажные карточки очень часто теряются, в нужный момент их всегда нет», — говорит Илья Кондратьев.
В случае со Spotster такого точно не произойдет; все, что вам надо запомнить о собеседнике, — его имя и то, что его визитка есть в сервисе. Кстати, найти человека в Spotster можно и по уникальному номеру карточки.
Из Австралии в Россию
Сервис Spotster Илья Кондратьев придумал вместе с братом Дмитрием Кондратьевым во время работы в Австралии. Сами основатели не имеют отношения к ИТ-индустрии: все последние годы они проработали в металлургии. Другое дело, что с проблемой визитных карточек Кондратьевы сталкивались в каждой первой компании, с которой заключали контракт.
Изначально они хотели создать программу, которая могла бы просто распознавать традиционные визитные карточки. Разработку тогда поручили местным специалистам, однако опыт оказался неудачным. Новый виток развития проекта совпал с возвращением Дмитрия в Россию в конце 2015 года. В одном из разговоров с друзьями он упомянул об общей идее, которая к тому моменту уже обрела формат онлайн-платформы для генерации визитных карточек. И неожиданно в новом прочтении проект уже получил поддержку — в том числе финансовую — от общих знакомых.
«Просто несколько людей загорелись идеей, к команде присоединился наш друг детства Роман Грибановский. Сейчас мы втроем занимаемся проектом, еще есть несколько человек, которые вложили в нас средства», — говорит Илья Кондратьев.
Опыт поиска ИТ-разработчика в Москве оказался более удачным — братья выбрали отечественную компанию Arcsinus, в числе клиентов которой такие компании, как ДОДО-пицца, Лаборатория Касперского и Panasonic.
На данный момент в проект вложено свыше 3 млн руб., включая личные средства основателей компании. Сейчас сервис доступен как в формате web-платформы, так и мобильных приложений для IoS и Android.
Выручит реклама
По задумке основателей, для частных пользователей сервис будет бесплатным, и эта позиция в том числе, полагают они, должна способствовать привлечению в проект новой аудитории. Монетизировать же Spotster хотят за счет рекламных возможностей платформы.
«Это будет, скорее всего, скрытая реклама, возможны варианты платных показов визитных карточек или приоритетные показы, точно не баннеры», — говорит Илья Кондратьев.
Однако основатели проекта намерены запустить и отдельный продукт для крупного бизнеса — Spotster+.
«Наше корпоративное решение будет работать на базе основной платформы, — объясняет Илья. — Мы берем Spotster и затачиваем его под цвета и фирменный стиль компании, но главное, он работает уже на сервере самой компании и не связан с основной базой данных».
Корпоративный продукт планируется реализовывать на платной основе в формате частной заказной разработки, уточняет Илья Кондратьев.
Фактически речь идет о внутрикорпоративной телефонной книге, в которую будут включены все контакты сотрудников, локализованной на внутреннем сервере. При этом книга будет доступна на мобильных устройствах через специальное приложение, что сделает ее удобной для сотрудников и за пределами офиса. Ну и, конечно, отдельных сотрудников можно связывать с внешним миром, чтобы визитки трейдеров или менеджеров по продажам, например, было видно в основном приложении Spotster. Теоретически, компания в числе прочего сможет предоставлять к своим данным платный доступ заинтересованным лицам.
Ключевыми клиентами в сервисе видят компании с большим количеством людей, прежде всего из сферы ритейла, страхования, сферы услуг.
«Из своего опыта мы знаем, как много они печатают и продают визитные карточки, при этом 9 из 10 карточек теряется в первую неделю», — говорит Кондратьев.
Не исключают в компании сотрудничества и с государственными органами. Потенциальными клиентами являются различные волонтерские движения и благотворительные организации.
Однако сервис может быть полезен и малому бизнесу, уверены в компании. Например, небольшие бизнес-проекты часто продвигаются через соцсети, для них визитка организации на Sporster может стать своеобразной «точкой» входа для клиентов.
«Даже опубликовав номер телефона в Instagram, вы вынуждаете клиента копировать его и звонить по телефону. У нас вы можете позвонить сразу, просто кликнув на номер», — объясняет Кондратьев.
Пробовали в компании работать в рамках мероприятий и выставок, где остро стоит проблема обмена визитками — опыт, по словам Кондратьева, положительный.
Перестроить клиента
Прямых конкурентов у Spotster на рынке нет, считают в компании, хотя отдельные функции, безусловно, уже реализованы разными игроками. Скажем, странички организаций есть в разных сервисах, например, в 2GIS, но там не всегда оперативно происходят обновления. На рынке много и сервисов по сканированию визитных карточек, но у подобных проектов нет платформ по обмену контактами. Чуть ли не главной сложностью для основателей проекта оказалась неготовность пользователей к его использованию. Как рассказывают в Spotster, пока далеко не все понимают, зачем вообще нужен такой сервис, есть скепсис и относительно его функционала.
«Я часто слышу «Зачем оставлять свои контакты, что вы будете с ними делать?». Хотя при этом те же люди спокойно оставляют свои контакты в статусе в социальных сетях», — говорит Илья Кондратьев.
Хотя основным рынком для себя проект видит пока Россию, продвигать услуги пробуют и в Австралии, где сейчас остается Илья. В работе совместный проект с несколькими местными типографиями — печатающим у них визитки клиентам компания намерена предложить создать электронную карточку в Spotster и воспользоваться преимуществами сервиса.
Как вовлечь пользователя в подобный сервис — основная проблема, которую никому не удается решить, говорит основатель сервиса для знакомств на конференциях MeYou Степан Данилов (его компания предлагает сервис коммуникаций для мероприятий, голосований и спонсорских чатов, за год услугами платформы воспользовалось более 700 заказчиков).
«Никто не хочет заполнять о себе профили, публиковать контакты», — объясняет Степан Данилов.
Более того, по его мнению, никто не хочет вообще что-то скачивать дополнительно, чтобы потом просто обменяться контактами.
«Каждые полгода на рынок выходит очередное приложение для обмена визитками с разными механиками и интерфейсами, через полгода нулевых продаж такой стартап умирает», — говорит Данилов.
Идея электронных визиток летает в воздухе давно, уточняет бизнес-хирург Вячеслав Семенчук, однако проекты, которые пробовали поднимать эту тему, так и не выстрелили. Например, обмениваться контактными данными одним соприкосновением смартфонов позволял проект Bump. Последний даже купила корпорация Google, однако в итоге он был закрыт, в том числе из-за проблем с монетизацией. Впрочем, до этого проект успел привлечь около $20 млн.
«Идеи общих справочников повторяют «желтые страницы», так популярные в 90-е, но для этого уже есть соцсети и Linkedin, который позволяет эффективно искать людей. Поэтому в перспективу такого проекта я не верю», — считает Вячеслав Семенчук.
Проект интересен с инвестиционной точки зрения, говорит бизнес-ангел Александр Румянцев. В мире более 7 млрд пользователей мобильных телефонов, это очень большая потенциальная аудитория. Он считает, что проекту не следует ограничиваться российским рынком в силу его очевидной узости (число абонентов сотовой связи составляет около 120 млн человек), особенно с учетом того, что похожие сервисы уже существуют на рынке, и с ними в любом случае придется конкурировать. Основная же проблема, которую, по его оценке, предстоит решить стартапу, — привлечение к сервису пользователей: если клиентская база проекта будет расти, шансы у проекта есть, и неплохие.
Автор: Ольга Блинова