Строительство крупных оптово-распределительных центров (ОРЦ) для сельхозпродукции сегодня в России осуществляется только при помощи бюджетной поддержки и без нее, по мнению бизнесменов, нерентабельно. Однако правила распределения этой поддержки меняются на ходу, что «подвешивает» уже существующие проекты.
Как заявил недавно заместитель директора департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Дмитрий Федюшин, в России существуют проблемы с хранением и первичной переработкой сельхозпродукции, что приводит к высокой стоимости конечных продуктов, недостаточному уровню потребления свежих продуктов населением и, как следствие, сказывается на продовольственной безопасности страны.
Для исправления ситуации с 2015 года в стране реализуется программа строительства сети оптово-распределительных центров (ОРЦ). В 48 регионах планируется построить около 60 объектов. Сейчас идет формирование хребта ОРЦ от Калининграда до Владивостока, что позволит регулировать товарные потоки между макрорегионами России. В первую очередь ОРЦ появятся рядом с городами-миллионниками, а также в Татарстане, Башкирии, Волгограде, Ростовской области. При этом в министерстве настаивают, что максимальный эффект будет достигнут только в том случае, если будет создана единая федеральная сеть с подключением к ней других объектов агрологистики: овоще-, плодохранилищ. В перспективе ОРЦ будут объединены в подобие электронной биржи.
Задача усложнена тем, что на базе ОРЦ объединяются товары не одной товарной группы, а все продукты категории фреш — мясо, молочка, овощи-фрукты и рыба. ОРЦ призваны объединить на одной площадке интересы десятков компаний, которые бы получили доступ к централизованной инфраструктуре, мощностям по переработке, фасовке, хранению и сбыту сельхозпродукции. Однако небольшие хозяйства и фермеры сомневаются в том, что будут иметь равные с крупными агрохолдингами возможности.
В международной практике подобные проекты осуществлялись государством. В России эта задача передана в руки частного капитала с поддержкой из бюджета. Дмитрий Федюшин утверждает, что господдержка дает свои результаты: с 2015 года введены ОРЦ «Прохладное» в Кабардино-Балкарии, и два центра — «Селятино» и «Радумля» в Подмосковье. Он подчеркнул, что объекты введены в строй не так давно, поэтому загружены на 40-50%. Частные инвесторы, участвующие в проекте, говорят, что инновационный объект непросто выводить в рынок: формат новый — первые пару лет рассчитывать на загрузку более 50-60% не приходится. И без бюджетной помощи капиталоемкий проект не потянуть.
«В условиях нынешних цен на строительство, оборудование и дополнительные услуги бизнес-план по созданию инфраструктуры будет не интересен ни одному банку, и срок окупаемости превысит 20 лет, — утверждает гендиректор аграрной инвестиционной компании «Агрико» Владимир Бовин. — Без участия государства строительство инфраструктуры невозможно».
Принципиальным в этом случае становится вопрос стабильности ситуации.
«Большие инфраструктурные проекты с предпроектным циклом в 1-2 года и циклом окупаемости до 10 лет требуют стабильной среды, — говорит гендиректор холдинга «РосАгроМаркет» Богдан Григорьев. — В 2015 году в качестве господдержки были заявлены субсидирование процентной ставки из бюджета и компенсации части капзатрат. Первые ОРЦ, реализуемые нами в 2014—2015 годах, получили такую поддержку. В январе первая мера была жестко ограничена по региональному признаку: на субсидирование процентной ставки могут претендовать только проекты в Крыму и на Дальнем Востоке. Именно к этому моменту у нас появилась вся проектная документация, и заключение банка о кредитном финансировании ОРЦ в Новосибирске, разработанные с условием обеих бюджетных мер. Сейчас мы решаем вопрос с Минсельхозом, пока реализация задерживается на полгода-год».
Автор: Анна Орешкина