ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Строители оптово-распределительных центров нуждаются в стабильной госпомощи

Строительство крупных оптово-распределительных центров (ОРЦ) для сельхозпродукции сегодня в России осуществляется только при помощи бюджетной поддержки и без нее, по мнению бизнесменов, нерентабельно. Однако правила распределения этой поддержки меняются на ходу, что «подвешивает» уже существующие проекты.

© Татьяна Никитина / Фотобанк Лори

Как заявил недавно заместитель директора департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Дмитрий Федюшин, в России существуют проблемы с хранением и первичной переработкой сельхозпродукции, что приводит к высокой стоимости конечных продуктов, недостаточному уровню потребления свежих продуктов населением и, как следствие, сказывается на продовольственной безопасности страны.

Для исправления ситуации с 2015 года в стране реализуется программа строительства сети оптово-распределительных центров (ОРЦ). В 48 регионах планируется построить около 60 объектов. Сейчас идет формирование хребта ОРЦ от Калининграда до Владивостока, что позволит регулировать товарные потоки между макрорегионами России. В первую очередь ОРЦ появятся рядом с городами-миллионниками, а также в Татарстане, Башкирии, Волгограде, Ростовской области. При этом в министерстве настаивают, что максимальный эффект будет достигнут только в том случае, если будет создана единая федеральная сеть с подключением к ней других объектов агрологистики: овоще-, плодохранилищ. В перспективе ОРЦ будут объединены в подобие электронной биржи.

Задача усложнена тем, что на базе ОРЦ объединяются товары не одной товарной группы, а все продукты категории фреш — мясо, молочка, овощи-фрукты и рыба. ОРЦ призваны объединить на одной площадке интересы десятков компаний, которые бы получили доступ к централизованной инфраструктуре, мощностям по переработке, фасовке, хранению и сбыту сельхозпродукции. Однако небольшие хозяйства и фермеры сомневаются в том, что будут иметь равные с крупными агрохолдингами возможности.

В международной практике подобные проекты осуществлялись государством. В России эта задача передана в руки частного капитала с поддержкой из бюджета. Дмитрий Федюшин утверждает, что господдержка дает свои результаты: с 2015 года введены ОРЦ «Прохладное» в Кабардино-Балкарии, и два центра — «Селятино» и «Радумля» в Подмосковье. Он подчеркнул, что объекты введены в строй не так давно, поэтому загружены на 40-50%. Частные инвесторы, участвующие в проекте, говорят, что инновационный объект непросто выводить в рынок: формат новый — первые пару лет рассчитывать на загрузку более 50-60% не приходится. И без бюджетной помощи капиталоемкий проект не потянуть.

«В условиях нынешних цен на строительство, оборудование и дополнительные услуги бизнес-план по созданию инфраструктуры будет не интересен ни одному банку, и срок окупаемости превысит 20 лет, — утверждает гендиректор аграрной инвестиционной компании «Агрико» Владимир Бовин. — Без участия государства строительство инфраструктуры невозможно».

Принципиальным в этом случае становится вопрос стабильности ситуации.

«Большие инфраструктурные проекты с предпроектным циклом в 1-2 года и циклом окупаемости до 10 лет требуют стабильной среды, — говорит гендиректор холдинга «РосАгроМаркет» Богдан Григорьев. — В 2015 году в качестве господдержки были заявлены субсидирование процентной ставки из бюджета и компенсации части капзатрат. Первые ОРЦ, реализуемые нами в 2014—2015 годах, получили такую поддержку. В январе первая мера была жестко ограничена по региональному признаку: на субсидирование процентной ставки могут претендовать только проекты в Крыму и на Дальнем Востоке. Именно к этому моменту у нас появилась вся проектная документация, и заключение банка о кредитном финансировании ОРЦ в Новосибирске, разработанные с условием обеих бюджетных мер. Сейчас мы решаем вопрос с Минсельхозом, пока реализация задерживается на полгода-год».

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья