ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Особенности трудового поведения в эпоху платформенной экономики

Юлия Ченцова

Юлия Ченцова

Юрист, предприниматель, основатель JTLconsulting

Развитие платформ диктует новые правила рынку, в особенности рынку труда. Каждый работник может найти клиента на своих условиях, а клиент, в свою очередь, из огромного спектра предложений может выбрать то, что устроит именно его.

Фото: Glenn Carstens-Peters / Unsplash

Быстрое развитие образования, культуры, экономики привели к складыванию новых потребностей в трудовой сфере. Каждое поколение приходит в экономику со своими особенностями трудового поведения.

Самая главная ценность — свобода. Свобода распоряжаться собой и своим временем стала для многих важным критерием в выборе работы. Тем более что трудовая занятость full time у одного работодателя не гарантирует высокого заработка. Самозанятость же дает возможность повышать свой уровень дохода в разы быстрее. Таким образом, получать заказы через платформы дает людям возможность самостоятельно задавать характеристики своего труда: интенсивность, доходность и планирование времени.

Чем же стали так привлекательны платформы для граждан, желающих получить дополнительный доход?

Начнем, пожалуй, с того, как были ограничены самозанятые до развития платформ:

  1. Привлечение клиентов, в основном за счет «сарафанного радио».
  2. Часто самозанятые вынуждены были держаться за своего якорного клиента, который больше всех платил и/или рекомендовал.
  3. Территориальная привязка к местным клиентам и их кругу общения.
  4. Отсутствовала возможность быстрого роста дохода.

А все это в совокупности отрицательно влияло на мотивацию улучшения качества работы и расширение линейки услуг.

Появление платформ дало расширение рынка как для самих самозанятых, так и для компаний.

Для работы на платформе не требуется стартовый капитал, и каждый, кто хочет подработать или кому это необходимо, может это быстро реализовать.

Регулирование работы платформ позволило обеспечить полнотой информации всех ее участников, гарантий равного доступа к платформе. Все это закреплено в стандартах обслуживания, праве рекламации и оценке качества услуг (система рейтингов). Таким образом, работа через платформу вполне безопасна для всех ее участников.

Кажется, что выигрывают все.

Компании могут подобрать подрядчика для выполнения работ или оказания услуг на подходящих условиях и не вовлекаясь в трудовые отношения и освобождая себя от ряда обязанностей, которые указанные отношения накладывали.

Граждане также могут найти на платформе специалиста, способного решить их вопрос за приемлемую плату и разумный срок.

А гражданин, который желает получить дополнительный доход, самостоятельно может определять свой рабочий график и интенсивность работы, выбирать, с кем работать, а с кем нет, ну и самое важное — доходность. Люди стремятся увеличить свой доход, как правило, чтобы преодолеть временный разрыв между потребностями и основным доходом. Пожалуй, самый яркий пример, это мамы в декрете, которые с удовольствием делают небольшие заказы на платформах.

Государство также не осталось в стороне. Платформенная экономика существенно помогла сократить процент безработицы в стране и вывести «из тени» многих специалистов и рынок услуг. Государство, кроме того, контролирует и следит за работой самих платформ, для самозанятых в качестве эксперимента предусмотрен налоговый режим, обеспечивающий поступление в бюджет налога с доходов самозанятого. Так, самозанятые платят единый ежемесячный налог 4%, если работают с гражданами, и 6% при работе с индивидуальными предпринимателями и компаниями. 37% поступлений этого налога зачисляется в Фонд обязательного медицинского страхования, 63% — в региональный бюджет. В Социальный фонд обязательного платежа не предусмотрено, однако самозанятый добровольно может уплачивать туда взносы.

Очевидно, что рост платформенной экономики будет продолжаться. Для многих платформенная занятость стала основным источником дохода, при этом социальная и пенсионная защищенность крайне низкая. Граждане сами минимально заботятся о своем будущем на пенсии или на случаи нетрудоспособности, обвинять государство тоже не стоит, так как источника формирования для выплат таким гражданам пенсий и пособий нет.

На мой взгляд, совместная работа в этом направлении позволят убрать этот негативный момент в регулировании платформенной экономики. Ведь за время своего существования платформы показали огромные перспективы для всех участников рынка.

Самозанятый работник уже сейчас должен повышать свой уровень правовой и финансовой грамотности, быть социально подкованным, чтобы думать о своем здоровье и пенсии. Но, к сожалению, ощутимых подвижек в этом направлении пока мало.

Резюмируя, можно отметить, что платформенная занятость — это уже не чрезвычайная потребность при потере работы, а перспективная и профессиональная работа, которая может стать как основным видом дохода, так и источником дополнительного дохода. И в дальнейшем такой вид занятости будет масштабироваться и развиваться. Тем не менее, решая работать «на себя», необходимо не только думать о своих потребностях в моменте и чувстве свободы, но и брать на себя ответственность за формирование финансовой подушки для удовлетворения потребностей в будущем.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья