ENG
В мире, Интервью, Стартапы

Как система «умного паркинга» стала международной компанией

Нет ничего хуже, чем искать парковочное место в центре Таллина, Москвы или Хельсинки. Получасовые, а иногда часовые блуждания в любой столице мира, согласно исследованию IBM, увеличивают пробки, напрасно сжигают топливо и ухудшают качество воздуха. Свое решение глобальных проблем предложили сервисы P2P-парковок. Они построены по принципу пиринговой сети — владельцы частных парковочных мест, а также отели, театры, школы, закрытые и открытые автостоянки, могут сдавать свободные места через мобильное приложение. У пользователей, в свою очередь, есть возможность забронировать их заранее. 

Об особенностях трендового бизнеса «Инвест-Форсайт» поговорил с одним из основателей эстонского стартапа P2P-паркинга Barking Кустасом Кыйвом (Kustas Koiv). 

— Расскажите, пожалуйста, как появился Barking?

— Мы (Kustas Koiv, Mikk Moses и Kristian Hiiemaa — ред.) знакомы с 2012 года. Другой стартап — www.bikeep.com (оборудованные парковки для велосипедов — ред.) — объединил нас. В 2015 году мы заметили, что за воротами парковки Эстонского Национального Театра в центре Таллина много свободных мест, в то время как на улице час стоит €5. Мы набрали директора театра и спросили его, заинтересован ли он в сдаче дополнительных площадей и получении большего дохода. Он сказал «да» — так началась наша компания. Сейчас сдача 30 парковочных мест приносит театру €5000 в месяц.

— Помните, какая самая безумная вещь произошла на старте компании? 

— Думаю, безумно уже то, что мы создали 4000 новых публичных коммерческих парковочных мест без строительства парковок или лотов. До Barking в Таллине насчитывалось 15 000 коммерческих парковочных мест. С нашим софтом цифра увеличились на 30%.

— Вы присутствуете в соседних странах — Финляндии и Латвии. Сколько парковочных мест открыто там?

— Для Латвии это около 1000 мест, то же самое для Финляндии. В Венгрии и Украине — около 10 000.

— Что делает уличные парковки столь сложными для работы? 

— Одна из проблем заключается в том, что все автомобильные парковки разные и в некоторой степени требуют настройки. Большинство наших пространств находятся за барьерами или электрическими воротами. Мы устанавливаем небольшой модем в ворота и предоставляем пользователям драйверы, чтобы они смогли открыть ворота со своих телефонов через приложение Barking. С помощью модема для расчета цены мы также фиксируем время, когда водитель приехал на парковку и уехал с нее.

Сколько в месяц в среднем может заработать человек, сдавая парковочное место?

— €100-250 в месяц за одно место; но сумма очень сильно зависит от локации.

— Несмотря на то, что сервисы P2P-паркинга в тренде, они только набирают обороты. Как вам удалось стать международным проектом в столь кроткое время?

— Наша ниша и преимущество — это подключение барьеров и ворот к интернету. Некоторые, конечно, говорят, будто такое решение легко реплицировать. На самом деле, это не так. Представьте себе, что у вас 10 000 парковок и 10 000 модемов, которым нужно открывать ворота по 500 000 раз в день. Даже если модем не работает в 1% случаев, это 5 000 проблем и разгневанных клиентов каждый день. Модем должен быть чрезвычайно прочным и надежным, иначе вы никогда не сможете заставить модель работать и не сможете предложить качественный опыт работы с клиентами. Поэтому мы только начинаем.

— Как конкуренты, например, JustPark, Park Easier или Citifyd, влияют на ваш бизнес? 

— Индустрия P2P-паркинга не настолько велика, чтобы внутри нее возникали какие-либо разногласия. Возможно, через пять лет появятся проблемы с конкуренцией, но сейчас места достаточно для всех.

— Хотели бы объединить силы с сервисом Uber automated driving car (беспилотные такси — ред.)? Что вы о нем думаете? 

— Думаю, в конечном итоге будет разумно объединить и консолидировать услуги в один простой интерфейс, чтобы облегчить работу с клиентами. Однако сегодня Uber работает в сфере райдшеринга, а мы — в индустрии парковки, и каждый фокусируется на самой важной вертикали в своем бизнесе.

— Ваш бизнес позволяет открывать парковочные экосистемы во многих странах. В этом году вы вышли на азиатский рынок. Чем он отличается от европейского?

— Мы делаем первые шаги в Гонконге, Китае. Разница в основном связана с проблемами. В Таллине, Хельсинки или Риге дорогая парковка. В Гонконге платить готовы, но недостаточно места. К счастью, мы можем решить обе проблемы.

— Как именно? 

— Мы связываем в одном приложении ворота/барьеры и даем рынку больше парковочных мест. Это решает две задачи — увеличивает количество стоянок и позволяет снизить цену.

— Достоинства P2P-паркинга как бизнес-модели очевидны — уменьшение пробок и выбросов в атмосферу, экономия топлива. Есть у нее минусы? 

— Я не вижу в P2P-сервисах минусов. Оптимизация и эффективность — ключевые ценности, никаких негативных последствий.

— Вы расширяетесь по Европе и пытаетесь выйти в Азию. Насколько важен для компании российский рынок? 

— Мы рассматриваем Россию как новый, очень потенциальный и, очевидно, гигантский рынок. У вас уже были успешные истории — например, мобильная парковка в Москве, которая выстрелила всего за год или два и до сих пор прекрасно удерживает позиции. Но есть и препятствия. Всюду в основном мы можем использовать наши облачные сервисы Amazon для управления данными клиентов и проведения глобальных платежей. В России нам понадобятся локальные сервера, местные поставщики услуг и локальные платежные системы. Это делает выход на рынок очень дорогим.

— Настоящее золото кроется в дополнительных услугах P2P-модели, считает ваш конкурент, основатель сервиса Luxe Кертис Ли. Автомойка, замена масла, электрическая подзарядка — на всем можно заработать. Планируете ли вы предоставлять аналогичные услуги? 

— Не только планируем: уже делаем на дополнительных услугах бизнес. Наш новый проект — WWWash (подключение автомобильных моек к облакам с помощью IoT-платформы — ред.).

— Райдшеринг, байкшеринг, каршеринг — все так или иначе приходит к обмену транспортом. Как, на ваш взгляд, новые модели изменят автомобильное будущее планеты? 

— Я верю, что они меняют мир позитивным образом, но как именно — можно только спекулировать на этой теме. Мы бы хотели сосредоточиться на привлечении следующих 1000 клиентов и реальных действиях сегодня.

Беседовала Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья