По оценкам экспертов Ассоциации российских банков, за десять лет из России вывезено в офшоры более $600 млрд, поэтому вопрос налогообложения этих сумм неоднократно дискутировался.
Естественно, что переподписание налоговых соглашений, инициируемое Россией, возможно только при согласии других стран (Кипр и Мальта подписали соглашения). Однако выбора у этих стран не было, так как Владимир Путин заявил, что в противном случае Россия в одностороннем порядке выйдет из этих соглашений (как произошло с Нидерландами). Кроме того, отсутствие таких соглашений усложнит заключение соглашений о трансфертном ценообразовании. И выбор этих стран неслучаен.
Как правило, крупные иностранные компании развитых стран инвестируют средства в российскую экономику посредством офшорных компаний Кипра, Люксембурга, Мальты и др., в которые осуществлялся вывоз российского капитала и используемых для создания российских холдингов. Начавшийся пересмотр налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения касается прежде всего налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов. Дело в том, что, согласно большинству соглашений, дивиденды облагались налогом по базовой ставке 10% и льготной ставке 5%, действовавшей для некоторых получателей — страховых компаний, пенсионных фондов, инвесторов с суммой инвестирования более $100 тыс.
В рамках новых соглашений базовая ставка повышается до 15%, и она для некоторых стран вполне приемлема, поскольку национальные ставки еще выше. Что касается российских компаний, структурированных в Нидерландах (Gazprom International), или иностранных компаний, работающих с Россией через компании Нидерландов (Uber), то им придется платить более высокие налоги.
То есть проблемы возникают, если компания зарегистрирована в офшоре, а конечным получателем дивидендов является российский субъект — ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», НАО АО «Группа ИЛИМ» и др. В такой ситуации возможна регистрация таких структур в специальных административных районах, например на острове Русский в Приморье или острове Октябрьский в Калининградской области. Компании получают выгоды в виде льготного налогового режима и, демонстрируя лояльность государству, дополнительные преференции. В то же время из-за повышения ставки крупные публичные российские компании станут менее привлекательными для иностранных инвесторов.