ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Перспективы транспортной телематики

Игорь Хереш — директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1»

Телематика в широком смысле — это удаленный сбор данных с подключенных устройств, обработка информации и последующее ее отображение в различных интерфейсах. Это своего рода «умный» конструктор, составные части которого свободно интегрируются как друг в друга, так и в существующую инфраструктуру.

Когда мы говорим о транспортной телематике, то имеем в виду различные сервисы по контролю, логистике и позиционированию транспортных средств (ТС), формирующиеся под каждого конкретного клиента, относительно поставленным задачам. Любой удаленный сбор данных параметров ТС, последующая их передача, анализ и принятие автономных решений, исходя из собранных данных, является транспортной телематикой.

На фоне мировой тенденции по внедрению новых технологий в различные сферы бизнеса, интеллектуальные решения в транспортном сегменте во всем мире остаются одним из самых перспективных — главным образом потому, что огромная часть перевозок осуществляется наземным транспортом. По данным Росавтотранса, автомобильный транспорт обеспечивает почти 60% объема пассажирских и более 55% объема грузовых перевозок в стране.

Среди основных направлений транспортной телематики я бы выделил три: fleet-менеджмент, государственные проекты и страховая телематика.

Fleet-менеджмент — это скорее коммерческий сегмент (мониторинг транспорта, диспетчеризация, контроль топлива, скоринг стиля вождения водителей автопарков), а также частный сектор.

Государственные проекты включают в себя системы: Региональные навигационно-информационные системы (РНИС), ЭРА-ГЛОНАСС, «Платон» и пр.

Страховая телематика — сервис для страховых компаний, основной задачей которого со стороны страховщика является предотвращение мошенничества, а со стороны страхователя — это возможность получить скидку на полис КАСКО (может достигать более 50%). Принцип Pay-as-you-Drive (плати, как ездишь) за последние несколько лет стал общемировым трендом, однако российские страховые компании, обжегшись на недобросовестных телематических операторах, сегодня с опасением интегрируют инновации в программы.

Цифры

По прогнозам Allied Market Research, среднегодовой прирост объемов рынка коммерческой телематики за 2014—2020 гг. ожидается на 18,4%. К 2020 году объем рынка достигнет $49,1 млрд. Сегмент aftermarket (установка телематического оборудования после приобретения автомобиля) будет генератором дохода, принося более 50% совокупной прибыли до 2020 года.

Что касается российского и европейского рынка, то, по оценке экспертов международного агентства Berg Insigh, к 2020 году количество коммерческих автомобилей, оснащенных системами спутникового мониторинга, в СНГ и Восточной Европе увеличится на 13%, что составит около 8 млн машин. Одним из главных факторов роста рынка эксперты называют развитие 4G LTE.

Очевидно, что российский рынок транспортной телематики уверенными темпами развивается, а в некоторых случаях драйвером роста является государство. К примеру, как сообщила пресс-служба Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в своем отчете, количество ежедневных регистраций грузовиков массой свыше 12 тонн в системе «Платон» с начала 2016 г. увеличилось в три раза, что составляет 7,5 тысяч ТС. На 15 мая 2017 г. зарегистрировано 293 017 перевозчиков и 833 454 транспортных средств. Таким образом, за прошедший месяц прирост регистраций в системе составил почти 18 тыс. ТС массой свыше 12 тонн.

Наиболее перспективными в России направлениями транспортной телематики я бы назвал несколько основных:

  • Развитие логистических сервисов для коммерческих клиентов. Это, в первую очередь, уберизация перевозок, составление оптимального маршрута следования, предиктивный анализ износа ТС, расход топлива и т.д. Для государственных заказчиков это интеллектуальные сервисы по контролю исполнения договоров, а для частных пользователей — развитие сервисов connected car (получение информации об автомобиле удаленно, управление некоторыми его функциями со смартфона) и сервисов для снижения стоимости владения автомобилем (предиктивный анализ износа ТС, «умное» страхование).
  • Что касается страховой телематики, то, по данным источников издания Iot.ru, Россия за два года вошла в десятку крупнейших стран по количеству программ для «умного» страхования. Согласно мнению экспертов, объем рынка уже к 2020 году достигнет 4,1 трлн рублей.
  • Еще одним перспективным направлением я бы назвал беспилотный транспорт. Это как раз тот случай, когда тренд поглотил весь мир, и отказ от следования ему — безусловное падение в глазах мировой общественности. Объем рынка технологий автономного вождения в ближайшие 10-20 лет по разным оценкам составит около $560 млрд. Почти все уважающие себя автопроизводители и компании-разработчики заявили о намерениях выпустить беспилотный автомобиль под своим брендом. Для автопроизводителей это хорошая возможность доказать свою инновационность и расширить круг потенциальных клиентов.

На сегодняшний день все больше и больше стран объявляет о старте испытаний беспилотников на городских улицах, а Королевство Великобритания, Германия, США и Сингапур заявили о намерениях трансформировать страховое законодательство с учетом развития автономного транспорта.

Недавно широкую известность приобрела история о страховании ответственности водителя беспилотного грузовика перед другими участниками дорожного движения. Известная российская страховая компания оформила единичную страховку ТС с применением беспилотной системы. Во время грузового рейса будет накоплена информация об автомобиле и о самом водителе на протяжении всего пути. Разумеется, с точки зрения бизнеса этот прецедент слишком дорого стоит и пока не несет привлекательности для других участников, однако с точки зрения вектора развития и полезности — это, безусловно, ценный опыт для России.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья