ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы

Перспективы туристической отрасли

Сергей Пирожников

Сергей Пирожников

Основатель компании «Купибилет»

С начала пандемии прошло уже больше года, но она все равно продолжает негативно сказываться на развитии практически всех областей экономики во всем мире. Пострадала и туристическая отрасль, причем намного сильнее, чем остальные. Локдаун, карантин для прибывающих в другие страны и регионы России и, конечно, опасения заболеть значительно уменьшили количество желающих отправиться в путь. 

По данным Всемирной туристской организации, 2020 год стал худшим с точки зрения туризма: число международных прибытий снизилось на 74%. При этом авиационный пассажиропоток упал на 60%, или примерно на 2,7 млрд, по сравнению с 4,5 млрд в 2019 году, отмечается в отчете Международной организации гражданской авиации. Таким образом, общее количество авиаперевозок в мире возвращается к уровню 2003 года.

Финансовые убытки авиакомпаний в результате резкого падения объемов воздушных перевозок оцениваются в $371 млрд, при этом больше всего пострадали Азиатско-Тихоокеанский регион — прибыль снизилась 32%, Европа — на 27%, Северная Америка — на 24%.

С учетом широкомасштабных мер изоляции, закрытия границ и ограничений на поездки, введенных по всему миру, к апрелю общее количество пассажиров упало на 92% по сравнению с уровнем 2019 года. Из-за уменьшения трафика загрузка самолетов снизилась примерно в два раза.

Можно ли ожидать быстрого восстановления отрасти в ближайшие полтора года? По данным Международной организации гражданской авиации, этого не произойдет. Напротив, в краткосрочной перспективе прогнозируется снижение спроса. Согласно прогнозу, сделанному в марте 2021 года, количество пассажиров в мире в 2021 году будет примерно в два раза меньше, чем в 2019 году. Такое сокращение перевозок приведет к дальнейшим потерям валовых доходов авиакомпаний от пассажирских перевозок. По мнению Международной ассоциации воздушного транспорта, восстановление пассажиропотока возможно лишь к 2023 году.

По моему мнению, авиация переживает самый тяжелый момент в своей истории, когда спрос на международные авиаперевозки резко упал. В условиях пандемии многие авиакомпании стараются проявлять гибкость в отношении ценовой политики и предлагаемых услуг и уделяют большое внимание модернизации инфраструктуры и всех процессов, включая цифровизацию.

Если говорить о России, то несмотря на снижение пассажиропотока практически в два раза и убытки отрасли по итогам 2020 года, до банкротства авиакомпаний дело не дошло, заявил Александр Нерадько, глава Росавиации. Действительно, большинство крупных авиационных компаний продолжает работать. Как им это удается?

Для того чтобы выжить в сложных условиях, компании прежде всего сокращают издержки. Некоторые авиаперевозчики переходят к бюджетной модели обслуживания. Убытки могут компенсироваться более интенсивными полетами внутри страны, особенно летом, когда спрос естественным образом увеличивается. Также возможны реструктуризация долга, привлечение заемных средств, дополнительная эмиссия акций.

Немаловажную роль играет поддержка со стороны государства. По словам замминистра транспорта РФ Игоря Чалика, Минтранс совместно с Росавиацией будут принимать меры развития и поддержки авиаперевозок, чтобы не допустить банкротства в будущем. По мнению Минтранса, авиакомпании в 2021 году могут увеличить перевозки на 52%.

Прогнозы относительно развития внутреннего российского туризма довольно оптимистичны. По заявлению руководителя Ростуризма Зарины Догузовой, он может полностью восстановиться уже в начале 2022 года. Самые популярные направления этого лета с вылетом из Москвы и Санкт-Петербурга — Крым и курорты Краснодарского края.

В нашей стране действует программа туристического кешбэка, когда 20% суммы, которую люди тратят на поездки по стране — на покупку туров или проживание в гостинице, возвращается обратно на карту. С 16 июня стартовал новый этап программы на осень и начало зимы 2021 года. Также действует программа кешбэка на летний детский отдых. Это стимулирует граждан исследовать свою страну и играет важную роль в развитии внутреннего туризма.

Постепенно открываются и международные направления. Россия возобновляет авиасообщение и увеличивает количество рейсов по таким направлениям, как Турция, Кипр, Бельгия, Болгария, Италия, Иордания, Ирландия, Северная Македония, США. Например, компания «Купибилет» как один из главных игроков на рынке среди туристических агентств уже продает билеты и чувствует очень высокий спрос у граждан по данным направлениям.

В ближайшее время лидирующие позиции будет занимать внутренний туризм как альтернатива зарубежным поездкам. Это подтверждает тот факт, что авиаперевозки внутри страны в мае этого года выросли на 30% по сравнению с маем 2019 года. Развитие международного туризма тормозит консервативная коронавирусная политика многих стран. Люди будут стараться покупать билеты и туры как можно ближе к дате вылета, опасаясь отмены рейса и закрытия границ, что повлияет на предложение.

В целом давление на авиаотрасль будет ощущаться еще в течение некоторого времени, однако постепенно по мере ослабления ограничений и открытия границ она начнет восстанавливаться. Крупным авиакомпаниям, скорее всего, не грозит банкротство, и они могут рассчитывать на государственную поддержку. Покинуть рынок, возможно, придется тем компаниям, положение которых не отличалось устойчивостью еще до пандемии.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья