ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии

Первый чемпион России по дрон-рейсингу: У россиян есть реальные шансы на мировое первенство

Москвич Кирилл Федукович стал первым в истории России официальным чемпионом по дрон-рейсингу. В гонках на квадрокоптерах, которые прошли в подмосковном Нахабино 26-28 июля, он показал лучший результат. О том, сколько нужно летать, чтобы подняться на верхнюю ступеньку пьедестала почета, какую скорость может развить дрон и место ли в небе женщинам, «Инвест-Форсайт» поговорил с чемпионом. 

— Кирилл, как давно вы увлекаетесь этим видом спорта? Как пришли к занятиям дрон-рейсингом?

— Впервые приобщился два-три года назад. Увидел в соцсетях пост о маленьких квадрокоптерах, решил купить. Потом подумал, зачем мне маленький, и взял игрушку побольше. Стал интересовать темой — посмотрел на YouTube видео, как ребята летают на гоночных дронах, исполняют интересные фигуры пилотажа. Заинтересовался, потом нашёл видеоролики с инструкциями по сборке — сам собрал свой первый дрон, запчасти для которого заказал в Китае, на AliExpress. Интерес вышел на новый уровень, появилось желание лично познакомиться с ребятами из тусовки, для которых дрон-рейсинг — это серьезно. Более опытные спортсмены подсказывали, учили летать и собирать аппараты. Так влился в это хобби, которое постепенно переросло в серьезные занятия спортом.

— Ваша профессиональная жизнь как-то связана с авиацией, моделированием?

— Никогда не увлекался ни радиомоделями, ни машинками, ни самолётиками. Работаю в IT-компании. В подростковом возрасте занимался боксом. До мирового уровня, конечно, не дошёл: там очень высокая конкуренция, и я достаточно поздно начал — в 15 лет. В новом виде спорта удалось реализоваться, несмотря на возраст, сразу поставил себя планку международного уровня.

— Как готовились к первому российскому чемпионату?

— Анонсы об этом были примерно за полгода. Перед Новым годом стало известно, что летом в России пройдёт первый официальный этап кубка мира — само собой, была объявлена национальная гонка, в ходе которой определялись члены сборной. Однако жизнь так сложилась, что последние три-четыре месяца я вообще не тренировался, физически не мог. И только в последний месяц удалось пару-тройку раз выбраться и капитально потренироваться, что помогло вспомнить подзабытое и победить.

— Сколько нужно тренироваться для поддержания хорошей формы?

— Сейчас получается заниматься один-два раза в неделю, по выходным. Раньше тренировался вдвое больше: летал до трёх раз в день три раза в неделю. В целом, чтобы показывать более-менее приличные результаты, нужно налетать хотя бы 80 часов. Для того чтобы приблизиться к пьедесталу — раз в десять больше.

— Где обычно тренируетесь?

— Сейчас все чаще в местах, где полеты официально разрешены, — например здесь, в Нахабино. Раньше тренировались в парках безлюдных, в заброшенных промзонах. Сейчас уже в парках не полетаешь: страшно, скорости большие, на трассу иногда выходят собачники, спортсмены. Сложно гарантировать полное отсутствие людей. У нашей команды есть своя база — мы скинулись и тренируемся там.

— Как оцениваете трассу чемпионата?

— Трасса хорошая, не слишком простая и не слишком сложная. Организаторы подготовили для нас 500 метров с различными препятствиями — традиционно это ворота и флаги, что позволяет выполнять элементы различной сложности. Были повороты на 90 и 180 градусов, змейка, несколько срезанных траекторий — интересно. Трасса этапа Кубка мира была «похардовее» — содержала «колодец», в который приходилось с высоты нырять.

— Вы были самым быстрым и, судя по судейскому протоколу, прошли трассу за 1 минуту и 14 секунд. Какую скорость вам удалось развить?

— На трассе было не очень много прямых отрезков, где можно было бы разогнаться на полную мощь — я летал примерно на 50-60% газа, средняя скорость за один круг была 78 км/ч. Максимальная же скорость, которую я развивал на своём дроне, — 168 км/ч против ветра.

— Гонки дронов только в ноябре прошлого года были официально признаны видом спорта. Для многих это все ещё экзотика. Расскажите, пожалуйста, что должен делать спортсмен?

— Есть дрон, на котором установлены видеокамера и видеопередатчик. Спортсмен управляет летательным аппаратом со специальной площадки с помощью пульта с двумя джойстиками, похожего на тот, что используют любители компьютерных игр. На спортсмена надеты очки, в которые передается изображение, как если бы он находился в этот момент в кабине. Дрон летит полностью в ручном режиме, без всякой стабилизации.

— Насколько важно, что дрон-рейсинг официально признали видом спорта и проводят такие соревнования?

— Очень важно, потому что с официальным признанием приходит помощь. Уже можно просить у властей содействия в открытии новых площадок тренировочных, площадок для обучения детей и подготовки будущих чемпионов. На этом турнире было два пилота, которые хорошо себя показали, — им 15-16 лет, приехали из Красноярска. Усиленно готовились и показали очень хороший результат. Если возможность проявить себя у детей и подростков будет повсеместно, интереснее будет всем, потому что сейчас пилотов, которые выходят на официальные старты, не так много. В Нахабино сегодня выступало чуть более 20 человек, это на национальном уровне. Надо вернуть систему, в которой присуждались бы разряды, проводились кубки городов, региональные состязания.

— Ощущения какие от победы и громкого титула?

— Уже было очень много побед — ощущения все-таки немного притуплены. В прошлом году тоже проходил чемпионат России, правда, его не успели признать официально, — я его выиграл. Вот, сегодня подтвердил статус. Приятно, что буду представлять нашу страну в Китае в ноябре на кубке мира. До этого я уже выезжал на соревнования в Корею, Англию, Литву, понимаю уровень подготовки мировых лидеров и могу сказать, что у тех, кто был сегодня был на пьедестале, а это также Владимир Иванов и Никита Новиков, шансы на победу в кубке мира реальные. Сегодня в сборной получился практически идеальный расклад — в неё попали очень сильные пилоты.

— Пока в сборной только одна девушка. Получается, это неженский вид спорта?

— Девушки летают… по-другому. В мире немного девушек-пилотов. Самая быстрая — из Таиланда, ей 10, и она обходит на трассе топовых пилотов мира — мужчин и юношей. Так что не стоит их списывать со счетов. Вместе с нами в Китай поедет Наталья Астахова из Санкт-Петербурга, она очень активный и талантливый пилот и организатор соревнований по дрон-рейсингу. Но в целом лучшие результаты в глобальном масштабе показывают юноши 15-16 лет, с более быстрой молодой реакцией и более приспособленные к новой цифровой реальности.

— Дрон-рейсинг — дорогой вид спорта?

— Смотря с чем сравнивать! Если с мото- или автоспортом, то это копейки. Входной комплект средней категории — дрон, очки, зарядка, аккумулятор — стоит 50-80 тысяч рублей. Этой суммы достаточно, чтобы начать летать.

Беседовала Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья