ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Пестициды в формате био

То, как пестицидами обрабатывают поля, многие видели по телевизору. Летящий над полем вертолет опрыскивает ими посевы, оставляя за собой белый шлейф. Так урожай обрабатывали десятки лет назад и так его до сих пор обрабатывают во многих регионах мира. Пестициды, пожалуй, такая же спорная тема, как вакцинация. С одной стороны, они нужны, чтобы защитить культуры от вредителей; с другой, эти средства губят почву, человеческое здоровье и пчел, от которых зависит сельское хозяйство. Впрочем, всемирный интерес к производству пищевых продуктов без использования химикатов меняет рынок в сторону «био». Согласно прогнозам, он будет расти с каждым годом (в среднем на 14,7% в год). К 2025 году объём рынка биопестицидов достигнет $8,5 млрд. Лучшие проекты — в обзоре «Инвест-Форсайта». 

Пчелиный гамбит

Пчелы, это знает каждый школьник, — основа нашей экосистемы. Этим насекомым мы обязаны созреванием двух третей сельскохозяйственных урожаев. Однако канадская компания Bee Vectoring Technologies (BVT) видит роль пчел не только в опылении. Проект придумал, как использовать насекомых в борьбе с болезнями и вредителями сельхозкультур. Идея векторизации пчел принадлежит доктору Гуэлфского университета и фитопатологу Джону Саттону (Dr. John Sutton). В 2012 году после первых успешных испытаний Майк Коллинсон (Mike Collinson), который ранее был руководителем по развитию бизнеса компании Teknion, предложил коммерциализировать эту разработку.

«Несмотря на то, что BVT основана в 2012 году, настоящая разработка началась в 2015-м. Годом нашего запуска был сезон 2019–2020-й. Компании потребовалось около 4 лет, чтобы вывести технологию на рынок», — поясняет текущий президент и CEO канадской компании Ашиш Малик (Ashish Malik).

Он присоединился к проекту пять лет назад. До того Малик занимал пост вице-президента по глобальному маркетингу биопрепаратов в Bayer Crop Science. С 2015 года Bee Vectoring Technologies (BTV) получила свыше двадцати миллионов канадских долларов. Инвестиции помогли компании выйти на самый большой в мире рынок — в США.

Как работает система Vectorhive? В каждый улей устанавливается дозатор с лотком, в котором находится Vectorpaks. Порошок содержит полезный грибок, который зарегистрирован Агентством по охране окружающей среды США как биологический фунгицид.

«Его можно использовать для борьбы со многими различными заболеваниями, включая ботритис, склеротиниоз и монилинию», — добавляет Малик.

Когда пчелы покидают улья, они проходят через дозаторы BTV, «захватывают» порошок, а затем несут к посевам. При опылении биопестицид отделяется от них и колонизирует ткани растений.

«Это биологическое средство защиты растений, — поясняет Ашиш Малик. — Благодаря этому процессу фермеры могут вести более эффективную борьбу с болезнями, повышать урожайность, а значит — получать большую прибыль». 

Разработка BTV не требует от фермеров специальных навыков. Смена лотка, который нужно пополнять фунгицидом каждые 7–10 дней, занимает пару минут. Чтобы обработать Vectorpaks акр урожая в период цветения, понадобится два улья. Сейчас Bee Vectoring Technologies продает свою разработку в США.

«У нас есть партнерские отношения с крупными производителями шмелей, которые оснащают свои ульи нашими дозаторами. Также мы работаем со многими коммерческими пчеловодами в США, которые сдают свои ульи в аренду производителям для опыления», — добавляет Ашиш Малик.

В планах компании — запустить процесс регистрации Vectorpaks в Европе. Это, по его словам, займет несколько лет. Параллельно канадская компания ищет выходы на другие рынки.

«Мы, конечно, заинтересованы в России, но поскольку мы небольшая компания, нам потребуется еще несколько лет, чтобы прийти сюда», — заключает Малик.

Нематоды против вредителей

Фермеры привыкли считать нематод угрозой. Круглые травоядные черви действительно подпортили себе репутацию. Но не все нематоды — паразиты. Незаслуженно обделены вниманием хищные нематоды, которые, сами того не осознавая, помогают фермерам в борьбе с вредителями. Они питаются личинками майского и колорадского жука, медведкой и другими насекомыми. А что если бы любыми нематодами можно было управлять? Фермерскую мечту воплотил в жизнь стартап из Сан-Франциско Pheronym. Основанная в 2017 году компания разработала растворы с феромонами, которые влияют на поведение круглых червей.

«Проще говоря, мы сообщаем полезным нематодам, что им нужно искать и убивать насекомых, поедающих наши посевы, а нематодам, паразитирующим на растениях, говорим, что они должны держаться подальше от растений, которые мы лечим», — объясняет сооснователь проекта Карл Кэмерон Шиллер (Karl Cameron Schiller).

Идея использовать феромоны для управления червями принадлежит доктору наук в области молекулярной и клеточной биологии растений Фатме Каплан (Fatma Kaplan). Она обнаружила первый половой феромон нематоды Caenorhabditis elegans и опубликовала свое открытие в журнале Nature еще в 2008 году.

Карл Шиллер был знаком с Каплан со времен аспирантуры в Университете Флориды. В 2011 году на симпозиуме для выпускников они обнаружили что у них много общих интересов. Их первым совместным проектом стала компания Kaplan Schiller Research. Через шесть лет на свет появился стартап Pheronym.

«Мы основали эту компанию, потому что поняли: если бы мы не стали коммерциализировать открытия доктора Каплан, никто другой не стал бы этого делать. Потенциал феромонов в обеспечении устойчивого контроля над нематодами в сельскохозяйственных культурах был слишком важен, чтобы его игнорировать», — поясняет в интервью «Инвест-Форсайту» Карл Кэмерон Шиллер.

В 2017 году Pheronym приняли в IndieBio Seed Biotech акселератор в Сан-Франциско. Тогда же стартап получил от Министерства сельского хозяйства США грант для проверки своей концепции. Всего с момента основания компания привлекла $600 тыс. инвестиций и грантов на сумму $400 тыс. Первым продуктом Pheronym стал NemaStim. Достаточно «искупать» в нем, а также в воде (при определенной концентрации) полезных нематод, а затем полученным композитным биопестицидом обработать посевы. Компания Pheronym тестирует свое решение последние шесть лет и сейчас вышла на финишную прямую — скоро будут готовы результаты полевых испытаний.

Второй продукт, PheroCoat, находится в стадии разработки, его цель — запутать паразитических нематод и увести их от здоровых корней растений. (Изначально в Pheronym собирались начать его продажи в 2023 году.)

«Но COVID-19 замедлил наше развитие как минимум на год, — рассказывает сооснователь проекта. — В течение значительной части времени мы не могли использовать нашу лабораторию, а затем не могли использовать ее в полной мере. COVID-19 также затруднил набор сотрудников. Найти хороших людей всегда сложно, но еще труднее во время пандемии. Кроме того, пандемия значительно усложнила развитие бизнеса и сбор средств, потому что мы не можем видеть людей лицом к лицу».

Несмотря на временные сложности, Pheronym планирует выйти на рынок специальных культур в Северной Америке, а после — начать международную экспансию.

На службе природы

Продажи биопестицидов в 25 странах мира, звание самой «инновационной компании» Испании и лучшие умы в команде — к этому успеху Seipasa шла последние 25 лет. История маленького стартапа, выросшего в международную корпорацию, началась в 1997 году в фургоне Mercedes MB 100. Потомственный фермер Педро Пелеато (Pedro Peleato) колесил по Испании и Италии, продавая удобрения со склада своего отца.

«Мне было 23 года, и у меня была та неопределимая дерзость, которую дает молодость. Сегодняшняя молодежь в моем возрасте путешествует по Испании в поисках бесконечных развлечений. Я же тогда хотел заработать на жизнь и продвинуть склад сельскохозяйственных удобрений, который принадлежал моему отцу в Тардьенте (Уэска)», — рассказывал Пелеато после вручения премии National Innovation Award. 

В 1996 году судьба забросила Педро и его будущего бизнес-партнера Хосе Моралеса (José Morales) на Кубу. Экспедицию организовали Гаванский университет и университет Аликанте. В том же году Конгресс США в рамках закона Хёлмса-Бертона продлил и ужесточил действие эмбарго против Кубы. Государство оказалось без многих продуктов, включая пестициды. Но, как показывает история, не бывает безвыходных ситуаций. Кубинские фермеры начали разрабатывать альтернативу химикатам — натуральные средства для борьбы с вредителями.

«Это было в зачаточном состоянии, но промышленность там уже зарождалась», — добавляет CEO и сооснователь компании Педро Пелеато.

Пример кубинских фермеров вдохновил партнеров на создание Seipasa. На рынке биопестицидов испанский стартап был первопроходцем.

«Seipasa сосредоточила свои усилия на исследованиях веществ природного происхождения, когда почти никто другой в отрасли не интересовался этой областью», — говорит в интервью «Инвест-Форсайту» директор по маркетингу Seipasa Хуан Мануэль Лопес (Juan Manuel López).

Все эти годы компания работала над своей моделью Natural Technology™.

«Наши растворы ботанического и микробиологического происхождения имеют уровень эффективности, аналогичный уровню эффективности химически синтезированных продуктов, — поясняет Лопес, — при этом они обеспечивают безотходное земледелие и не причиняют вреда окружающей среде и здоровью человека. Они полностью соответствуют как международным нормам, касающимся использования активных веществ, так и рыночным тенденциям и спросу на экологически чистые продукты питания». 

Сейчас компания, чей объем финансирования не раскрывается, производит четыре линейки продуктов: биопестициды, биофунгициды, биостимуляторы и удобрения. Всего у Seipasa зарегистрировано 46 природных пестицидов. Компания экспортирует продукцию в 25 стран мира, включая Россию. В ближайших целях — укрепить присутствие в Латинской Америке, Африке, а также во всем Европейском регионе. В среднесрочной перспективе компания планирует выйти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Сельское хозяйство находится в процессе полной трансформации, — заключает Хуан Мануэль Лопес, — с одной стороны, происходит оцифровка и сбор анализа данных, которые являются часть точного земледелия, с другой стороны, изменились методы обработки урожая. Они приносят прибыль производителям, соответствуют модели “устойчивости” и созданы с уважением к окружающей среде. Сегодня в мире понимают, что мы не можем решать проблемы настоящего с помощью инструментов прошлого. Все рынки с большей или меньшей скоростью погружаются в этот процесс изменения сельскохозяйственной модели. Предстоит еще много работы, и Seipasa хочет быть в авангарде этих изменений».

Автор: Ольга Гриневич

Фотографии предоставлены компаниями

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья