ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Право

Как планировать наследование бизнеса

Виктор Вяткин — генеральный директор «3В Консалтинг»

Когда говорят о наследственном планировании, зачастую под этим термином понимают составление завещания, в котором определено, кому и какое имущество перейдет по наследству. И если для не требующего управления имущества (загородный дом, квартира, гараж) это равенство условно верно, то с усложнением объекта наследования (дом — коммерческая недвижимость — производственный бизнес) доля формально-юридической стороны вопроса неизменно снижается, все больше уступая место владельческой преемственности, вопросам корпоративного управления и управления семьей. Не принимая этого в расчет, наследники производственной компании могут оказаться в ситуации из известного анекдота, описываемой формулой «права купил — ездить не купил».

По словам Дэвида Сморгона, председателя правления PwC, «в семьях первое поколение зарабатывает деньги, второе — пользуется ими в свое удовольствие, а третье — все теряет… это высказывание превратилось в расхожую фразу: слишком часто именно так и случается. И причины, по которым это происходит, весьма разнообразны».

Лев Николаевич Толстой утверждал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Следуя этой идее, попробуем посмотреть на успешный пример семейного бизнеса, прошедшего испытание временем. Поскольку историй преемственности длительностью более двух поколений в России найти невозможно, обратимся к зарубежному опыту.

В качестве классических историй успешного наследования капитала обычно приводят примеры ультрахайнетов (от английского ultra-high net worth — очень большое состояние) вроде Ротшильдов и Рокфеллеров. Однако для модели состояния, структурированного не для сохранения, а для приумножения бизнеса, эти примеры не очень показательны.

Посмотрим на более приземленный пример: каталонская винодельческая компания Cordoniu (подробно про эту историю можно прочитать, например, в книге Алана Кросби «Наследование бизнеса»).

Сейчас это производство с годовым объемом выпуска около 60 млн бутылок. А начинался бизнес 17 поколений назад в 1551 году с маленького семейного производства (об этом известно из завещания Хайме Кодорниу, в котором упоминались винодельческие прессы, бочки и бочонки). Столетие спустя последний представитель этого рода Мария Анна Кордониу вышла замуж за Мигеля Равентоса, с тех пор бизнес непрерывно принадлежит представителям этой фамилии. В 1872 году Хосе Равентосом из Франции была позаимствована технология производства игристого вина, которое и по сей день составляет основу ассортимента. Легенда гласит: когда пришло время доставки первой партии нового вина, тот приказал, чтобы повозки направили не по обычному пути, а по узким улицам Барселоны. Это породило хаос, предприятие Codorniu было оштрафовано на крупную сумму за нарушение правил уличного движения. Но кампания своей цели достигла: товар обсуждали повсюду. В 1904 году винные погреба компании посетил король Испании, с тех пор она стала официальным поставщиком «cava» — игристых вин, созданных для королевского двора. То есть на примере этой винодельни мы видим как раз историю постоянного развития бизнеса, а не лишь сохранения состояния.

Maria Rosa Ferre | Flickr

Как же устроен этот бизнес? Что придает ему такую потрясающую устойчивость?

Компанией владеют только члены клана Равентос, продажа акций разрешена лишь внутри семьи. Сейчас в компании 144 акционера. Члены клана параллельно решают две задачи: управление бизнесом и управление семьей. Если горизонтом планирования являются не пять-десять лет, а несколько поколений, предполагающих увеличение членов семейства, на каком-то этапе управление семьей становится необходимым элементом сохранения единства и развития семьи. В любой литературе по наследственному планированию вы найдете главу о важности этой функции.

Как устроена эта функция в клане Равентос? Аналогично корпоративным правилам в клане Равентос проводится ежегодное собрание членов семьи. Присутствовать может каждый достигший восемнадцатилетнего возраста родственник, вне зависимости от того, является он акционером или нет. На собрании, которое по традиции проводится в сентябре, руководители Cordoniu сообщают информацию о деятельности компании. После официальной части проводится экскурсия на один из заводов, каждому участнику вручают памятный подарок. Это позволяет клану чувствовать себя единым целым.

Оперативное управление кланом осуществляет семейный совет из десяти человек, в который входят по два представителя от двух ветвей клана и члены Совета директоров компании. В его компетенции нет вопросов деятельности компании, только семейные дела. Кроме того, в компании существует family office — отдел, специально предназначенный для того, чтобы решать вопросы акционеров, не отнимая времени у людей, которым поручено строить финансовое благополучие этих самых акционеров.

Также в Cordoniu есть некоторые ритуалы. Например, если какая-то из женщин клана рожает ребенка, она получает коробку с двадцатью четырьмя бутылками «cava», на этикетках которых написаны поздравления новорожденному. Новые продукты также предоставляются в первую очередь членам клана: считается, что именно они должны быть первыми дегустаторами всех товаров компании. Придумывается бесчисленное множество всяких мелочей, которые дают акционерам возможность почувствовать свое особое положение, даже если их личная доля в капитале незначительна.

Корпоративную структуру возглавляет собрание акционеров, которое избирает совет директоров. С 1993 года в его состав могут входить независимые директора (не члены клана). Возглавляет совет председатель, совету подчиняется генеральный директор. С точки зрения наследования каждый акционер волен распоряжаться акциями по-своему, то есть завещать или передать при жизни в любой пропорции детям. Для желающих продать акции существует внутренняя биржа, цену на год устанавливает собрание членов клана. Существует система сдержек, которая не позволяет одной из ветвей клана иметь существенное влияние, кроме того, владение одним лицом ограничено 10% акций.

Одной принадлежности к семье мало, чтобы быть принятым на работу в компанию. Требуется хорошее владение английским языком, университетский диплом «с отличием» и пятилетний успешный опыт работы в другой компании. Прием на работу осуществляет семейный совет, исходящий из того, что члены клана должны составлять не более 1% от числа работников Cordoniu (в компании работает около 800 человек). Суть в том, что вы, являясь членом клана, знаете об этих требованиях практически с момента своего рождения. У вас нет чувства, что вы получаете право на работу вместе с «серебряной ложечкой». Как член семьи вы имеет право на владение акциями, но не на какую-либо должность. Это страхует компанию от некомпетентного руководства.

Конечно, за расширением семьи (за время существования компании клан вырос в десятки раз) следует вопрос соответствия размера распределяемой компании прибыли потребностям все возрастающего числа акционеров. Политика Cordoniu по этому вопросу выражена в расширении компании. Это делается для того, чтобы повысить доходы и сделать компанию более крупной. Руководство компании ищет баланс между инвестициями и дивидендной доходностью для акционеров. Если не делать инвестиций, в короткий срок сможешь значительно повысить доходы своих акционеров, но по прошествии некоторого времени обязательно столкнешься с серьезной проблемой, потому что число акционеров и их потребности будут превосходить те доходы, которые может дать компания.

На этом примере видно, что в основе долговременного успеха лежит прежде всего продуманная политика корпоративного управления, сочетающая интересы владеющей семьи и владеемого ей бизнеса, а также обособленная от бизнеса система управления семьей, которая следует своду правил, позволяющих сохранять преемственность поколений, предупреждать и разрешать конфликты. При этом наследственное планирование со стороны членов семьи Равентос вплетено в общую канву политики клана.

Занимаясь наследственным планированием для своих клиентов, мы уделяем внимание не только вопросам составления завещания и распределения акций компании между наследниками, но и подготовки компании к жизни при следующем поколении владельцев. Для этого разрабатываются и внедряются корпоративные правила и процедуры, снижающие зависимость бизнеса от личности одного, пусть и выдающегося, владельца. Наследники при этом получают знания о компании, которые помогут им если не в роли управляющего бизнесом владельца, то акционера, надежно контролирующего менеджмент и получающего стабильный доход.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья