• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Стартапы

Платформа по уходу за пожилыми набирает обороты

Население России, как и всего мира, стареет. Росстат прогнозирует, что к 2036 году в стране будет насчитываться около 43 млн человек старше трудоспособного возраста, что на 16-17% больше от нынешнего числа. Об особенностях сферы услуг для пожилых людей «Инвест-Форсайту» рассказал Александр Коровин, основатель проекта «Близкие.ру».

Идею подсказала личная проблема

«Близкие.ру» – это онлайн-платформа для поиска специалистов, которые предоставляют профессиональную помощь пожилым и маломобильным людям в Москве. Сервис образован в апреле 2018 года. Пользователи заказывают посещение подготовленного исполнителя один или два раза в сутки. Оплата происходит не за время нахождения работника с подопечным, а за количество задач, которые требуется решить. Например, приготовить пищу, убраться в квартире, приобрести необходимые товары, выполнить гигиенические процедуры и прочее.

Александр Коровин после окончания БГИТУ и Британской высшей школы дизайна работал в «Тинькофф Банке», Rambler и «Яндексе». Первый предпринимательский опыт у него появился в 2014 году – совместно с партнерами он основал интернет-сервис по профессиональной уборке помещений Qlean, в котором занимал пост генерального директора. Компания за 4 года привлекла $9,2 млн инвестиций, вышла на выручку в 65 млн рублей и 50 тысяч уборок в месяц. Для воплощения новых бизнес-идей в январе 2018 года Александр продал свою долю в бизнесе. Коровин, еще работая в Qlean, присматривался к рынку социального ухода как варианту расширения существующего бизнеса. Идея сервиса «Близкие.ру» полностью сформировалась, когда он столкнулся с проблемой поиска грамотного и подготовленного человека для ухода за бабушкой, у которой начала развиваться деменция.

Предприниматель стал изучать особенности и структуру рынка ухода за престарелыми и маломобильными людьми в европейских странах: выяснилось, что там разработаны специальные стандарты и нормы этого вида деятельности, действуют учебные заведения, где подготавливают сиделок. В России сфера социального ухода нецивилизованная: отсутствуют игроки, которые заручились поддержкой и доверием целевой аудитории, поиск совершается по «сарафанному радио», нет регламентов предоставления услуг.

На российском рынке представлены патронажные компании и агентства по подбору сиделок. Существуют и стационарные учреждения, например дома-интернаты для престарелых и нуждающихся в круглосуточном уходе людей, но большим спросом они не пользуются. Единственный, по словам Коровина, достойный игрок в этой сфере – компания Алексея Сиднева Senior Group, однако у них высокий ценник. Предприниматель решил запустить «Близкие.ру», который стал первым проектом по поиску специалистов по уходу, реализованным в сети.

Как все устроено?

Принцип работы сервиса прост – заказчик (нуждающийся человек либо его близкие) через мобильное приложение или сайт оставляет заявку на услуги. С клиентом связываются сотрудники офиса и уточняют количество посещений в день, недельный график и список задач – формируется заказ. Заинтересованные исполнители принимают его в мобильном приложении. Если кандидат не устраивает подопечного, предлагаются другие варианты. Работа устроена по аналогии с Qlean и Uber. Каждый исполнитель компании, который будет непосредственно оказывать социальные услуги, проходит трехдневный тренинг: на нем рассказывается о правилах кормления, выстраивании общения с клиентами, проведении различных процедур в зависимости от рода их заболевания. По итогам курсов администрация делает заключение о «благонадежности соискателя». По статистике компании, из 20 претендентов только один допускается к платформе. Происходят постоянные контакты с представителями фондов «Старость в радость», «Живи сейчас» и центра реабилитации «Апрель». Сотрудница благотворительной организации «Старость в радость» стала главным экспертом при создании образовательной системы по подготовке персонала, уходовых программ за престарелыми и малоподвижными людьми, алгоритма контроля качества предоставления услуг.

Если сотрудник новый, то изначально подопечного посещают эксперты, дающие оценку его состоянию и разрабатывающие индивидуальную программу ухода, которую обязан впоследствии выполнять подрядчик. Если клиент самостоятельно не в состоянии дать обратную связь, то время нахождения исполнителя у него фиксируется на камеру. По словам Коровина, контроль качества предоставляемых услуг налажен по схеме Qlean. Посредством мобильного приложения работа подрядчиков оценивается и контролируется – по завершении каждого визита сотрудник оформляет анкету в виде отчета, которая доступна клиенту, а также координаторам и медицинским экспертам проекта, проводящим постоянную проверку и анализ. Взаимодействие с работниками и заказчиками происходит в сети, иногда по телефону. По желанию подопечного или его близких родственников в помещениях, где пребывает подрядчик, устанавливается видеонаблюдение.

Внимание также уделяется безопасности пользователей услуг. В некоторые индивидуальные программы входит страхование гражданской ответственности с покрытием до 60 млн рублей и несчастных случаев – до 1 млн рублей. Проект уже объединяет более 100 обученных внештатных сотрудников в возрасте от 35 лет, работающих как на регулярной, так и периодической основе. У исполнителей, поясняет Коровин, часто за плечами уже есть опыт ухода за родственниками или работы в оздоровительных учреждениях.

Первые результаты и планы на будущее

Открытие сервиса обошлось в 20 млн рублей. Коровин инвестировал 10 млн рублей личных накоплений, остальную часть выделили частные лица: Анастасия Олимпиева, руководитель и партнер Startupconsult, и Эдуард Гуринович, один из основателей стартапов Expload и CarPrice. Средства израсходованы на операционные издержки – зарплатный фонд, реклама, аренда офиса и создание обучающего центра. Команда проекта состоит из 7-8 человек, еще 4 человека занимаются в тренинг-центре. Сайт сервиса сделан Коровиным самостоятельно. При тестировании web-ресурса, когда еще отсутствовали офис и сотрудники по уходу, пользователи уже стали проявлять интерес – оформлялись первые заявки. Это стало очевидным показателем востребованности подобных услуг.

Проект зарабатывает на комиссии от суммы сделки – 20%, остальное получает исполнитель. Например, один вызов стоит 890 рублей, из которых 712 рублей выплачивается работнику. За день большинство исполнителей посещает двух или трех клиентов – это уже нормальный заработок. Планируется в ближайшие месяцы ввести долгосрочную подписку – заказчик оплачивает услуги на конкретный срок, компания подбирает исполнителя и контролирует его работу, учитывая пожелания заказчика. В дальнейшем будут развиваться новые услуги, например по присмотру и заботе в больнице, реабилитация после некоторых заболеваний.

Однако не обходится и без трудностей. Российское общество четко не представляет, что это за услуги, как и когда ими пользоваться. Ведь уход за малоподвижными и пожилыми людьми, как правило, совершают родственники, часто без достаточных знаний и навыков. Приходиться затрачивать большие ресурсы на рекламу и маркетинг, чтобы найти нужную аудиторию.

Через полгода работы сервис обслуживает больше 120 человек. Ежемесячная выручка компании превышает 3 млн рублей. Говорить об окупаемости, по словам основателя, еще рано: обкатываются многие бизнес-процессы, запускаются новые услуги, проект входит в стадию развития и роста. Ведется переговорный процесс с несколькими инвестиционными фондами о выделении дополнительных средств, которые пойдут на расширение штата, создание новых и улучшение уже внедренных IT-решений. Выходить в другие регионы «Близкие.ру» пока не будут – по подсчетам Коровина, в Москве больше 600 тыс. человек нуждаются в уходе, в планах обслужить хотя бы 2% от этого количества уже в 2019 году. В долгосрочной перспективе распространение возможно и на всю Россию.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»