ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Прогнозы

По миру на самокате: где победит двухколесная революция

Велосипеды и самокаты вместо личного автомобиля и такси — в городах по всему миру растет популярность новых способов передвижения, особенно если речь заходит о небольших расстояниях. Помимо дешевизны и, нередко, удобства в перспективе последние позволят решить проблему пробок, плохой экологии и нехватки общественного транспорта. Микромобильность сегодня стала по-настоящему горячим трендом, в том числе для инвесторов — рынок растет как на дрожжах и уже к 2023 г. только в США составит $200-300 млрд. А за последние 4 года инвесторы по всему миру уже вложили в стартапы из индустрии более $5,7 млрд. Аналитики компании CB Insights изучили ландшафт рынка микромобильности по всему миру, назвав самые важные точки роста, а также препятствия, которые могут встать на их пути. Публикуем самое важное из доклада компании «Микромобильная революция: как самокаты и велосипеды поменяют городской транспорт». 

Владимир Астапкович / РИА Новости

Двухколесный лидер 

Наиболее передовым регионом мира по развитию микромобильных сервисов пока остается Азия, где самым большим спросом пользуются велосипеды. Лидерство здесь принадлежит Китаю, где в 2015 году заработал первый в мире шеринговый сервис велосипедов с системой свободной парковки (оставить велосипед можно было в любом месте, заблокировав колесо), а сами велосипеды остаются третьим по популярности видом общественного транспорта.

Неудивительно, что сервисы аренды велосипедов один за другим обретают статус единорогов. В числе последних — стартап Ofo с инвестициями от Alibaba и Xiaomi, предлагающий велосипеды в аренду в Сингапуре, Австралии, Франции и США. Еще одним единорогом стал Mobike, работающий в 19 странах мира, включая Японию, США, Мексику и Чили, а в 2018 г. купленный китайской Meituan Dianping за $2,7 млрд.

Как отмечают в CB Insights, драйвером индустрии микромобильности в азиатском регионе остается отсутствие жестких регуляторных практик и норм, которые позволили стартапам бурно развиваться. Однако сегодня маятник качнулся в обратную сторону — рынок откровенно страдает от перенасыщения, а местные власти уже готовят запретительные меры по использованию взятых в аренду велосипедов в городах. Так, еще в 2017 г. в Шанхае местные регуляторы ограничили шеринговые сервисы в выводе на рынок новых велосипедов из-за чрезмерного количества последних на улицах городах.

Отстающие континенты 

Для стран Африки микромобильность остается делом будущего, прежде всего из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Как отмечают в CB Insights, поездки на велосипедах и скутерах по африканским городам слишком опасны. Единственными странами, где растет индустрия, стали туристические Египет и Марокко, где ее развитию содействуют местные власти и ООН. Так, в Марокко в 2016 году заработал проект обмена велосипедами Medinabike, которым управляет Министерство окружающей среды Королевства. Весной 2018 года похожая программа была запущена при участии правительства страны в столице Египта Каире. В Египте же работает местный стартап Baddel, развивающий шеринговый сервис электровелосипедов — последние предлагаются в аренду отдыхающим курорта Эль-Гуна.

Только предстоит пережить бум микромобильности и Южной Америке, где драйверами обещают стать автомобильный трафик, а также недостаточные мощности общественного транспорта. Как уточняют в CB Insights, в регионе уже развиты и работают на бесплатной основе множество программ аренды велосипедов (например, система обмена велосипедами EnCicla в Колумбии и EcoBici в Аргентине), а значит, наибольшие перспективы есть у сервисов проката самокатов.

Наиболее активным участником новой индустрии остается бразильский Yellow, предлагающий в аренду велосипеды и самокаты, уже получивший $63 млн инвестиций. Не так давно стартап объединился с сервисом аренды скутеров Grin из Мехико, значительно увеличив парк арендной техники. В Колумбии аренду самокатов развивает стартап Cosmic Go, также активен на рынке испанский стартап Movo, планирующий расширение в Аргентину, Бразилию и Уругвай уже в этом году.

Верхом на самокате

Главная роль на рынке микромобильности в США сегодня принадлежит самокатам, в том числе электрическим. Конечно, сервисы аренды велосипедов здесь также развиты, более того, всего за два года, с 2016 по 2017 гг., количество доступных для аренды велосипедов увеличилось на 100 000 штук. Однако присоединиться к когорте единорогов удалось именно сервисам самокат-шеринга, в том числе компаниям Bird и Lime. В число инвесторов последней сегодня входит Uber, а ее капитализация на начало 2019 года составляла $2,4 млрд. Bird же удалось преодолеть отметку капитализации в миллиард долларов менее чем через 9 месяцев после основания в сентябре 2017 года. Обе компании предлагают свои услуги и за пределами Штатов, в ряду прочих — в Европе.

Собственные микромобильные проекты в США запускают и сервисы заказа такси, тот же Uber в 2018 году приобрел профильную компанию Jump Bikes, а его конкурент Lyft после покупки сервиса Motivate стал крупнейшим игроком шерингового рынка велосипедов в США. В конце 2018 года Lyft также запустил в эксплуатацию собственные электроскутеры в нескольких городах США.

Американские компании могут стать ключевыми драйверами индустрии микромобильности в Европе уже в этом году, прогнозируют в CB Insights. Тот же Lime уже работает в более чем 10 странах Европы, а услуги Bird доступны в разных городах Португалии, Бельгии, Великобритании, Австрии и пр. Этой весной свой сервис шеринга самокатов в Европе запустил Uber.

К ним готовы присоединиться и автопроизводители, которые в ожидании запрета на использование машин с бензиновыми и дизельными двигателями делают ставки на электротранспорт, в том числе микромобильный. Так, принадлежащий концерну Daimler сервис MyTaxi запустило в Европе программу аренду электроскутеров.

Именно к бурно растущему рынку электросамокатов в Европе аналитики CB Insights и советуют присмотреться инвесторам: ведь именно здесь новые средства передвижения могут стать даже более востребованными, чем в США, в том числе из-за большей плотности населения в городах, а также более развитой инфраструктуры, прежде всего велодорожек.

Автор: Ольга Блинова

О транспорте будущего и «самокатной революции» читайте также в колонке Василия Быкова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья