ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Почему меняются отработанные годами логистические схемы

Святослав Вильде

Святослав Вильде

Управляющий Биржи грузоперевозок ATI.SU

В этом году на рынке автомобильных грузоперевозок ожидаются серьезные изменения. Уже по итогам первого квартала был зафиксирован резкий спрос на доставку грузов, а параллельно с ним — намечающийся дефицит перевозчиков. Во многом это последствия 2020 года, который ускорил развитие сервисов доставки и частично изменил расстановку сил на рынке.

На «Бирже грузоперевозок ATI.SU» по итогам первого квартала количество заявок на перевозку грузов выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 51% — с 5,4 млн до 8,15 млн. В частности, по итогам марта число заявок выросло с 2,3 млн до 3,3 млн, причем это не связано с эффектом низкой базы. Напротив, март прошлого года также был для перевозчиков довольно успешным — спад из-за введения локдауна пришелся на апрель-май.

Вместе с этим у нас на бирже количество перевозчиков в I квартале 2021 года не выросло: наоборот, снизилось. В январе-феврале текущего года было зарегистрировано около 150 тысяч машин, тогда как годом ранее — около 200 тысяч. Таким образом, цифры говорят: на рынке возник тревожный дефицит исполнителей. Его можно объяснить целым рядом факторов.

Одна из главных причин — бурное развитие интернет-торговли и сервисов доставки. Напрямую развитие отрасли e‑commerce вроде бы не влияет на статистику бирж грузоперевозок, поскольку ее игроки имеют собственные автопарки или пользуются услугами транспортных компаний. Однако на рынке все взаимосвязано — водители грузовиков массово уходят в этот сегмент, в итоге количество исполнителей снижается.

Особенно сильно развитие онлайн-торговли сказывается на центральном регионе, где сосредоточены крупнейшие логистические центры. Мы видим, что заявки на доставку грузов по Москве и области выросли по сравнению с прошлым годом на 75%, перевозки из Московского региона в Ленобласть — на 72%, а из Татарстана в Подмосковье — на 98%.

Важную роль играют и другие факторы. Пандемия сама по себе стала тяжелым испытанием для водителей грузовиков. Риски заражений, угрозы надолго оказаться в карантине, быстроменяющиеся правила ограничений на въезд, необходимость получать пропуска — все это привело к уходу отдельных людей из профессии и нехватке притока новых кадров.

В 2021 году к проблемам добавились законодательные изменения, осложнившие жизнь мелких перевозчиков: прежде всего отмена ЕНВД, введение новых правил труда и отдыха водителей, а на междугородних перевозках в том числе повышение тарифов в системе «Платон».

И без того серьезные изменения усугубила внезапная революция, которую устроили власти Москвы и области, запретив транзитным большегрузам и среднетоннажным грузовикам проезжать через столицу и даже выезжать на МКАД. Первоначально это была лишь временная мера, вызванная дорожным коллапсом во время снегопадов, однако затем власти двух регионов решили перенести запрет на постоянную основу, что приведет (уже приводит) к перестройке отработанных годами логистических схем.

Во многом нынешние меры оправданны и даже необходимы. Отказаться от транзитных перевозок по столице стало возможно благодаря строительству ЦКАД, а пойти на это рано или поздно пришлось бы все из-за того же развития интернет-торговли. Доставка внутри городов приобретает настолько серьезные масштабы, что транзитному транспорту уже не остается места.

Ограничения важны не только для перевозок по центральному региону — множество перевозок по России проходит через Москву. К тому же столица задает общий тренд — точно так же транзитные перевозки через крупные города могут быть запрещены в ряде других регионов.

В целом на рынке автомобильных грузоперевозок происходит и будет происходить серьезная перестройка, а проблема дефицита водителей сохранится в ближайшем будущем. Вместе с тем преувеличивать масштаб бедствия тоже не стоит. Во-первых, до начала пандемии конкуренция среди перевозчиков была высокой, многие участники рынка жаловались на снижение рентабельности. Во-вторых, на таких конкурентных рынках равновесие между спросом и предложением всегда восстанавливается довольно быстро благодаря динамике цен.

Такую динамику мы уже зафиксировали на «Бирже грузопервозок ATI.SU» — в I квартале 2021 года средние ставки существенно подросли (на 12% по сравнению с прошлым годом). Это сделало ситуацию для перевозчиков менее невыгодной, уже в марте ситуация начала выправляться — после январско-февральского провала на нашей бирже зарегистрировались 190 тысяч перевозчиков. Это все равно чуть меньше, чем в 2020 году, и пока совсем не компенсирует 50-процентный рост заявок, но, по крайней мере, дисбаланс начал корректироваться.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья