ENG
Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Почему не заработали особые экономические зоны?

Счетная Палата проанализировала деятельность особых экономических зон (ОЭЗ) за 2016 год и пришла к выводу, что реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут, и в целом за время своего существования они так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики.

Фото: ach.gov.ru

По данным Счетной палаты, проект проинвестирован со стороны резидентов только на треть от заявленного объема (суммарно их капвложения составили 217,7 млрд рублей), при этом неиспользованными остаются около 65% выделенных земельных участков.

Сейчас в России существуют 26 особых экономических зон, из них 10 промышленно-производственного типа, шесть технико-внедренческого типа, девять туристско-рекреационного типа и одна — портового типа. Относительно эффективными Счетной Палатой признаны ОЭЗ в Татарстане, Липецкой и Самарской областях и в Санкт-Петербурге, так как объем резидентских инвестиций превысил бюджетные вложения.

Минэкономразвития считает, что в целом проект ОЭЗ состоялся, хотя в нем есть «слабые места». На них обратили внимание эксперты, опрошенные «Инвест-Форсайтом»:

Светлана Деревянко, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления РЭА им. Г.В.Плеханова

— Как известно, в 2016 году Россия приостановила вложения в ОЭЗ по причине неэффективного использования бюджетных средств. Однако очевидно, что проблема не в самом инструменте, а в том, как он используется. Ведь цели, для которых создавались ОЭЗ, актуальны и сегодня — они должны были повысить инвестиционную привлекательность регионов, создать новые рабочие места.

К основным причинам, которые не позволили ОЭЗ стать эффективным экономическим инструментом, можно отнести недостаток контроля за расходованием средств и реализацией проектов, что привело к отсутствию инженерной инфраструктуры и оседанию выделенных средств на банковских счетах; конфликты нормативной базы; слабую активность региональных властей (региональные средства в проектах составляли порядка 30%).

Некоторые эксперты утверждают, что при передаче ОЭЗ на бюджеты регионов мы сталкиваемся с проблемой отсутствия денег на развитие инфраструктуры в этих зонах, поскольку бюджеты регионов испытывают тяжелейшие трудности. Однако это проблемы не финансирования, не ОЭЗ, а уровня ответственности, плохого инвестиционного и предпринимательского климата, который обеспечивают в том числе и региональные власти.

Предприниматели сами проявят желание инвестировать в инфраструктуру, если будут стабильная экономическая и политическая ситуация, благоприятная для ведения бизнеса среда, лояльные законы и гарантия их соблюдения.

Иначе говоря, нужно просто выполнить обещания государства, которые были даны предпринимателям на начальном этапе проекта.

Необходимо заметить, что в России сейчас переводится акцент на территории опережающего развития как на более эффективную альтернативу ОЭЗ. ТОР предполагают кластерный подход в развитии региона и действительно способны стать эффективным инструментом экономического развития регионов. Но сравнивать их с ОЭЗ некорректно, институту ТОРов все-таки рано еще давать оценки.

Александр Артемьев, заместитель генерального директора Berkshire Advisory Group 

— Как обычно, причина несоответствия между ожиданиями и результатами кроется в «особом» российском пути, выбранном для реализации программ по созданию ОЭЗ.
В успешной мировой практике особая зона — выделенный участок территории, где действуют налоговые послабления и преференции, но также и предъявляются определенные требованиям к участникам — компаниям из тех секторов, которые являются локомотивами роста экономики. То есть сначала утверждают государственную стратегию, а затем уже «во исполнение» создают ОЭЗ.

У нас нет такого, чтобы были выделены отрасли-локомотивы роста, под них созданы законы, а потому понять, под какие конкретно задачи создается очередная особая зона, зачастую невозможно. Иногда даже складывается впечатление, что это просто территория, куда приходят какие-то компании и получают налоговые послабления.

Понятный принцип рациональной организации территорий опережающего развития или свободных зон — по какому-то виду природных ресурсов.

В успешных ОЭЗ стимулирование определенных отраслей идет на базе крупных логистических узлов: например, они расположены на припортовых территориях, где формируется ОЭЗ с учетом ориентации бизнеса. Например, возле порта строят нефтеперерабатывающий завод с высокой эффективностью переработки, который производит широкую линейку нефтехимических продуктов, тут же отгружаемых на экспорт. Сочетание эффективной логистики и налоговых послаблений дает бурный толчок к развитию производства.

Примерно по такому принципу организована и развивается особая зона в Калининградской области. Вложены огромные инвестиции в портовое хозяйство. Сейчас идет речь о продлении ОЭЗ в регионе до 2095 года. Также в концепции каждой такой территории должно быть просчитано, какие стратегические драйверы — причем не только экономические, но и социальные, и демографические — будет формировать территория. Только такой комплексный подход, при котором совмещаются усилия федеральных и региональных властей, может гарантировать успех развитию особых зон.

Сергей Хестанов, советник генерального директора «Открытие брокер»

— Главная причина неуспеха ОЭЗ — высокая «административная рента». При этом под «административной рентой» понимается вся совокупность расходов, которые несет бизнес на удовлетворение требований государства. И среди этих расходов отнюдь не только налоги. Снижение налогов само по себе недостаточно для запуска бизнес-проектов: остальные-то расходы и нематериальные трудности никуда не делись. До тех пор, пока вместе со снижением налоговой нагрузки не произойдет сильного сокращения регулятивной нагрузки — снижение числа всякого рода проверок, — большого эффекта ОЭЗ не дадут. Вместе с тем, особыми экономическими зонами крайне недоволен Минфин, который рассматривает их как своего рода «внутренний оффшор».

Практически единственный пример успешной ОЭЗ — в Татарстане. Причина успеха — серьезные усилия руководства республики по ее поддержке. Но это, похоже, единственный положительный пример.

Алексей Михеев, член Экспертно-консультационного совета при Росимуществе, доцент МГИМО

— Российские особые экономические зоны имеют большой потенциал развития. Однако препятствием для их эффективного функционирования является отсутствие емкой нормативно-правовой базы, а также отсутствие эффективного взаимодействия между органами власти всех уровней — к примеру, инвестор, получив поддержку на одном уровне, сталкивается с препятствиями на другом. Данные факторы, наряду с такими недостатками, как коррупция, слабо развитая инфраструктура и отсутствие квалифицированных кадров на местах, препятствует привлечению резидентов ОЭЗ в России. Если обратиться к опыту других стран, то в США, например, количество типов ОЭЗ меньше, чем в России, и нормативно-правовая база их функционирования проработана более детально. В США существуют всего три типа особых экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технико-внедренческие зоны. Технико-внедренческие зоны (или технопарки) в США, такие, как ОЭЗ стимулирования исследований в области компьютерных технологий («Кремниевая долина») и ОЭЗ поддержки научных исследований в области медицины, техники и электроники («Бостонская дорога 128»), считаются эталоном ОЭЗ этого типа для многих развитых и развивающихся стран. Для ускорения процесса развития ОЭЗ на территории России необходимо стимулировать привлечение частных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ, в том числе опираясь на концессионные механизмы, а также расширить возможности влияния регионов на функционирование ОЭЗ вплоть до передачи отдельных зон в управление субъектам федерации. Необходимо упростить процедуру получения статуса резидента ОЭЗ и стимулировать предоставление дополнительных сервисов резидентам ОЭЗ — таких, как централизованный PR, консалтинговые, юридические, финансовые услуги, образовательные услуги и аренда оборудования.

Анна Букринская, директор по коммуникациям сети индустриальных парков DEGA Development

— Проблема развития ОЭЗ заключается в отсутствии грамотно выстроенной маркетинговой стратегии, стратегии продаж и бизнес-модели развития площадки в целом. Основная идея, которая закладывалась в развитие ОЭЗ — готовая инженерная инфраструктура, создание которой стоило государству огромных денежных затрат. При этом подготовке к эксплуатации подлежали огромные площади, зона наделялась всеми возможными субсидиями и льготами для будущих резидентов. Только резиденты пришли не в том количестве, в котором их все ожидали. Логика создания ОЭЗ была следующей: подготовить площадку и поставить на ней трансформаторную подстанцию на 70 мВт, размежевать, огородить, построить очистные сооружения и водозаборный узел, а помимо этого освободить будущего производителя от уплаты налога на землю, транспорт, прибыль, только бы пришел и работал. И все ждали, что производитель придет. Но, увы, этого не произошло. Такая модель могла бы сработать лет 15-20 назад, но не сейчас, учитывая кризисное состояние экономики. На наш взгляд и с учетом многолетнего опыта работы в сфере девелопмента индустриальных парков, процесс развития инженерной инфраструктуры и физического исполнения должен реализовываться параллельно с процессом привлечения резидентов и продаж. При этом очень важно понимать конечную цель создания индустриального парка или ОЭЗ. Нужно четко просчитывать, сколько коммуникаций необходимо в данный конкретный момент под конкретного заказчика и сколько нужно держать в резерве и совершать затраты только по факту поступления нового запроса. Соответственно, у ОЭЗ два основных фактора успеха: целевое привлечение будущих производителей и эффективное использование денежных средств на создание инфраструктуры.

Наталия Розенблюм, управляющий партнер, директор Top Hotel Experts

— Для развития ОЭЗ было сделано многое, особенно в плане создания инфраструктурной базы. Если говорить об ОЭЗ туристско-рекреационного типа, то им не хватило продуманности маркетинговой концепции с точки зрения туристических потоков, требований целевой аудитории и необходимого набора рекреационных элементов, исходя из концепции конкретной зоны. В ряде регионов располагалось по несколько ОЭЗ туристско-рекреационного типа в непосредственной близости друг от друга, причем они имели схожий набор элементов инфраструктуры и во многом дублировали друг друга, что также негативно сказалось на популярности данных проектов. Основной же проблемой стали трудности в привлечении резидентов ОЭЗ для ведения инвестиционной деятельности, что обусловлено рядом законодательных и организационных ограничений, а также отсутствием четкости в системе дальнейшего продвижения и управления территориями ОЭЗ. В частности, потенциальные резиденты сталкивались с трудностями в получении кредитования из-за невозможности использования земли в качестве залога или отсутствия системы государственных гарантий для данных проектов.

Даниил Кириков, управляющий партнер Kirikov Group

— Российские особые экономические зоны так и не стали инструментом для развития определенных регионов. Связано это с тем, что они не являются привлекательными для инвесторов, хотя и имеют для этого все необходимое. Объясняется это как несовершенством законодательной базы, так и недостаточным урегулированием вопросов разделения полномочий региональных и федеральных органов власти в этой сфере. Усугубляет ситуацию и размер зон, так как эффективное управление больших территорий само по себе является проблемой. Контроль за использованием зон также находится на крайне низком уровне, что в итоге приводит к их неэффективности. Решить данные проблемы можно усовершенствованием законодательства в этой сфере, четким разграничением полномочий и обеспечением жесткого контроля за их управлением. Прозрачность процедур и гарантии результата привлекут инвесторов, что в свою очередь сделает особые экономические зоны более эффективными.

Сохранить

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья