Буквально сразу после запуска китайский сервис с короткими видеороликами стал бить все рекорды популярности. Только цифры: в начале текущего года TikTok стал вторым по скачиваемости приложением в мире, аудитория платформы со дня на день перешагнет порог в 1 миллиард пользователей. И если изначально бренды скептически смотрели на соцсеть, то сейчас многие активно включились в борьбу за аудиторию. Сколько продержится тренд и стоит ли продвигать свой бизнес через TikTok?
Затягивающая простота
Изначально TikTok создавался с просветительской целью: в 2014 году китайский предприниматель Алекс Чжу запустил сервис Musical.ly, на котором пользователи могли размещать 5-минутные ролики в стиле научпоп. Большой популярности стартап не сыскал, поэтому было принято судьбоносное решение сделать платформу развлекательной — на ней предлагалось смотреть и создавать смешные видео. Спустя короткое время сервис с обновленным названием — TikTok — объединился с хостингом Douyin, где были представлены короткие ролики, на которые пользователи могли накладывать эффекты и музыку. И в 2017 году вышел на мировой рынок.
Спустя всего два года соцсеть прочно заняла лидирующие позиции. Здесь появились свои звезды, которые стали задавать тренды. А главное — TikTok монетизировался, на платформу пришли крупные бренды. Такой ход был сделан с целью «омолодить» аудиторию: подавляющее число пользователей приложения — люди в возрасте от 14 до 24 лет.
Во многом на популярность TikTok повлияла пандемия. Люди по всему миру оказались в изоляции, на них обрушился поток негативных новостей. Пользователи Сети нуждаются в положительных эмоциях, упрощении и расслаблении, легком в прямом смысле слова контенте. Всё это они нашли в TikTok: соцсеть стала своеобразной «жвачкой для мозга».
Польза о двух концах
С одной стороны, TikTok — популярная площадка с огромным количеством пользователей, на которой можно рекламировать практически любые товары и услуги. Соцсеть позволяет использовать различные варианты продвижения бренда: запуск собственного канала или хештег-челленджа, создание брендированных масок, эффектов или треков, нативные размещения у блогеров. Также есть возможность настроить таргетированную рекламу через личный кабинет или «Яндекс».
Однако для успешного продвижения на платформе требуются весомые вложения: необходимо постоянно генерировать новый контент, продумывать креатив, отслеживать тренды, выделить большой бюджет на работу с инфлюенсерами и рекламу. При этом количество затрачиваемых усилий всегда будет меньше полученного дохода — основная аудитория TikTok неплатежеспособна: это школьники и студенты. Реклама здесь работает в основном на повышение узнаваемости и популярности бренда и выгодна далеко не всем компаниям.
В целом продвижение в TikTok бизнесу стоит использовать только в случае, если на площадке сосредоточена его целевая аудитория, рекламируемые продукт или услуга недороги и есть возможность выделить на кампанию солидный бюджет. Если все три пункта актуальны, не стоит откладывать выход на платформу в долгий ящик — популярность соцсети скоро сойдет на нет.
Почему закат TikTok близок
TikTok не сможет долго удерживать лидирующие позиции по целому ряду причин. Во-первых, основная аудитория площадки — представители одного поколения. Чтобы социальная сеть хорошо монетизировалась и оставалась популярной, в ней должны быть представлены пользователи разных возрастных групп. Негативно сказывается на монетизации TikTok и то, что платежеспособная аудитория до сих пор не воспринимает её всерьез.
Во-вторых, против TikTok сыграет то, что в своё время сделало его популярным — простота. Здесь представлен только один формат контента, нет простора для обновлений. «Топовая» соцсеть должна быть пластичной, гибкой, регулярно обновляться и содержать различные виды контента. Однообразная лента надоедает пользователям, здесь очень показателен пример Clubhouse.
Поэтому популярность TikTok в течение ближайших 5 лет с высокой долей вероятности сойдет на нет. Сохранить позиции соцсеть сможет только в случае, если сможет привлечь и удержать большое количество платежеспособных пользователей разных возрастных групп. Однако такая аудитория не привыкла бесцельно «убивать время».
Место TikTok пустовать не будет — его займут прямые конкуренты площадки: YouTube и Instagram. Они сохранят пальму первенства минимум до 2027 года. Оптимальный вариант — сделать упор в маркетинговой стратегии на данные соцсети уже сейчас, не дожидаясь конца эпохи тиктокеров.