ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Почему иностранные инвесторы не спешат в российские регионы

Альмира Нагимова — к.э.н., эксперт по рынкам капитала, автор книги «Взаимные инвестиции стран Персидского залива и СНГ»

По данным ООН, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в российскую экономику в 2016 году выросли на 62%, составив 19 млрд долл. США. Однако это увеличение связано с реализаций всего одной крупной сделки размером 10,5 млрд долл. США — продажа 19,5% акций нефтяной компании «Роснефть» консорциуму инвесторов Qatar Investment Authority (суверенный фонд Катара) и Glencore (швейцарский нефтяной трейдер). Таким образом, за минусом этой сделки общий уровень ПИИ остался на уровне предыдущего 2015 года (9,8 млрд долл. США), что несравнимо меньше пиковых показателей 2013 года (53 млрд долл. США) и 2008 года (75 млрд долл. США).

Что касается инвестиций в регионы, то, по статистике ЦБ РФ, среди 85 субъектов Российской Федерации крупнейшими нетто-реципиентами прямых инвестиций, по данным 3-го квартала 2016 года, являются лишь 7 регионов: Сахалинская, Челябинская, Липецкая, Свердловская и Московская области, Приморский край и Республика Татарстан. Если взять итоги 2014 и 2015 гг., список пополнится еще и Тюменской областью. Итак, лишь 10-я часть российских регионов научилась системно привлекать инвесторов даже в условиях санкций, остальные — либо имеют эпизодические успехи (Республика Саха, Вологодская, Ленинградская, Костромская области), либо этот навык вовсе не усвоили. С одной стороны, неудачи основного большинства субъектов РФ удобно списать на федеральные власти — макроэкономическая нестабильность, политические санкции, низкая инвестиционная привлекательность страны в целом. С другой стороны, опыт ряда вышеназванных регионов показывает: инвесторов привлекать вполне реально. Значит, главная проблема — в отсутствии видения и соответствующих амбиций у региональных властей. Но как сделать так, чтобы намерения инвесторов планомерно реализовывались? Какие действия необходимо предпринимать для того, чтобы инвестиционные проекты носили не разовый характер, а переросли в тенденцию? Как запустить конвейер инвестиций в российские регионы?

Во-первых, необходима долгосрочная стратегия работы с инвесторами. По итогам прошедших лет складывается ощущение, что у руководства большинства региональных властей нет долгосрочных планов в отношении потенциальных инвесторов — решения принимаются стихийно и на основе сиюминутных интересов. Не разрабатывается полноценная программа инвестиционной политики, не формируется пул успешных кейсов; об иностранных инвесторах и механизмах их привлечения ничего не говорится в разрабатываемых региональных программах развития. Ведь нельзя просто так выйти и сказать: «Приходите к нам, куда хотите, а мы вам поможем». Должны быть четко определены ориентиры, проведено позиционирование региона, выявлены конкретные ниши, которые будут интересны инвесторам и куда они могут прийти. Если правильно задать вектор, сконцентрировать ресурсы и создать работоспособные механизмы реализации инвестиционной стратегии, то только за счет таких решений можно получить рост валового регионального продукта на 1-2%.

Во-вторых, принцип информационной открытости. К сожалению, реалии таковы, что за пределами России о подавляющем большинстве её регионов никто не знает — они слабо представлены на международных экономических форумах, не используют механизм зарубежных представительств, их имена крайне редко упоминаются в международных рейтингах и зарубежной прессе. Однако в деле привлечения иностранных инвесторов важна абсолютная информационная открытость, одним из компонентов которого является региональный брендинг, подобный Invest in Tatarstan в Республике Татарстан. Качественная репутация — фундамент для ведения диалога, особенно с новыми инвесторами, а региональный бренд — это лидеры и события, бренды компаний и товаров региона, города и качество жизни в них, отдельные кластеры и сектора. Наряду с брендом и репутацией большое значение имеют конкретные практические характеристики инвестиционного климата. Сегодня в регионы приходят инвесторы, которые приняли стратегическое решение о выходе на российский рынок, они, как правило, сравнивают 3-5 субъектов по ряду индикаторов. И дальше дело самих регионов — конкурировать за этих инвесторов или нет: кто быстрее окажет поддержку, расскажет об имеющихся ресурсах, площадках, возможностях и потенциале.

В-третьих, наличие сильных региональных институтов развития. С одной стороны, за последнее десятилетие в регионах были созданы всевозможные региональные фонды, агентства и корпорации развития. Другое дело, что в большинстве случаев они функционируют лишь формально. Однако для полноценной работы с инвесторами требуется заново создать мощный институциональный базис, пригласить высококвалифицированных и инициативных специалистов со знанием языков, бизнес-этикета и экономики, для которых необходимо установить разумные качественные и количественные KPI.

В то же время важно, чтобы региональные власти понимали: привлечение инвестиций — это тоже инвестиция, требующая первоначальных вложений в человеческий капитал и новые технологии. Это «игра в долгую», в большей степени рутинный технический процесс — и расчет на быстрые результаты тут крайне наивен. От шести месяцев до двух лет уходит просто на переговоры с инвестором, а профессиональная команда региональных институтов развития может сыграть решающую роль.

В-четвертых, активно внедрять инструменты привлечения инвестиций. В рейтинге уверенности иностранных инвесторов «Foreign Direct Investment Confidence Index» от международной консалтинговой компании ATKearney за 2017 год Китай занимает 3-е место, Индия — 8-е, Бразилия — 16-е, Мексика — 17-е и ЮАР — 25-е, в то время как Россия из-за высоких инвестиционных рисков в рейтинг не попала вообще. Что касается субъектов РФ, то, по данным рейтингового агентства Эксперт РА, к регионам с низким инвестиционным риском относятся Краснодарский край, Липецкая, Тамбовская, Ленинградская, Курская, Белгородская, Московская, Воронежская области, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Остальным регионам, чтобы нивелировать высокие инвестиционные риски, очень важно проявлять предприимчивость — любая инициатива, предложенная федеральным центром, должна быть немедленно отработана. В этом плане опять-таки показателен пример Татарстана и Липецкой области — здесь очень внимательно отслеживают все предложения Москвы: те еще не успевают вступить в действие, а регионы уже их реализуют и обращаются за инвестициями. Следует отметить, что свободные экономические зоны именно этих двух субъектов РФ показали выдающиеся результаты и вошли в международный рейтинг Financial Times «fDi Intelligence — Global Free Zones of the Year».

Не так уж важно, как сейчас называются механизмы привлечения инвестиций: фонды прямых инвестиций, ГЧП, кластеры, индустриальные парки, особые экономические зоны — если они помогут привлечь капиталы в регион и создавать новые рабочие места, с ними нужно научиться работать.

В-пятых, требуется создать беспрецедентные условия для инвесторов. Важным элементом работы с инвесторами является предоставление инвестиционных стимулов в виде налоговых льгот, субсидий, бюджетного доступа к инфраструктуре. Кроме того, любой регион инвестор оценивает по объективным критериям — экономический потенциал, транспортная инфраструктура, доступность источников энергии, сырья, цены на земельные участки, тарифы на коммунальные услуги и их предсказуемость. Особую роль играют и субъективные критерии, к которым относятся уровень бюрократических барьеров, политическая стабильность, квалификация населения, соблюдение законности и правопорядка, профессионализм и последовательность местной администрации. Именно по субъективным критериям у большинства регионов есть огромный пробел — произвол и личные интересы местных чиновников сводят на нет все усилия институтов развития. В результате регион получает крайне неоднозначную репутацию — двойные и тройные стандарты, смена правил игры, коррупционные скандалы, судебные тяжбы — все это отторгает желание инвесторов вкладывать средства в развитие бизнеса.

Тем не менее, нужно продолжать работать, поскольку в условиях дефицита федерального и региональных бюджетов, падения реальных доходов населения и роста безработицы едва ли не единственным критерием эффективности регионального руководства будет способность привлекать долгосрочных инвесторов. И неважно, иностранные это инвесторы или российские — важно лишь то, что это позволит создать новые и качественные рабочие места, увеличит налоговые поступления, обеспечит рост региональных экономик и повысит общий уровень жизни в регионах.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья