Когда в России только зарождалась индустрия финтех-проектов, все говорили о перераспределении рынка, что они составят серьезную конкуренцию традиционным банкам. Так произошло в США, в странах Европы, Великобритании. Там существует целая отрасль так называемых «необанков» — проектов, осуществляющих банковскую деятельность по лицензии, но не имеющих собственных отделений. Это крайне популярно в Великобритании, Дании, Испании. Это проекты, которые выросли из стартапов и стали «единорогами», с большой капитализацией широкой клиентской базой.
Однако в России финтех-стартапы пока не могут на равных конкурировать с банками. Наиболее распространённая форма деятельности финтех-проектов в области банкинга у нас — это работа с узкой целевой аудиторией. В качестве примера можно привести банк «Точка», ориентированный на работу с малым бизнесом. Банк предлагает очень удобное обслуживание и целый набор сервисов, например выезд своего представителя, мгновенное перемещение денежных средств между деловыми партнерами, у которых открыты счета в «Точке». По похожей схеме работает Модульбанк, предлагающий цифровой банкинг для малого и среднего бизнеса. В России практически нет примеров необанков, работающих на массовый сегмент. За исключением разве что «Тинькофф Банка», у которого нет физических офисов, а все обслуживание производится через электронные каналы связи.
Финтех-стартапы не смогли составить сильную конкуренцию традиционным банкам. Во-первых, потому что банки сами неплохо адаптируются под запросы современной аудитории и предлагают удобные онлайн-сервисы и пр. Во-вторых, у стартапов в этом сегменте не так много возможностей привлечь инвестиции. По данным Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), основными инвесторами в финтех-проекты являются пять-шесть фондов. Также интерес к финтеху проявляют банки или дочерние структуры ПАО «Сбербанк», АО «Альфа Банк», АО «Тинькофф Банк» и др. В результате пока стартап пилотирует какой-то продукт на рынке и ищет инвесторов, банк уже берет идею на вооружение, масштабирует ее и получает выручку. Инвестиции в финтех действительно растут, но происходит это не благодаря появлению новых стартапов, а потому что старые проекты «подросли» и закрывают новые раунды инвестиций. По подсчетам ФРИИ, количество финтех-проектов существенно не растет год от года. По оценкам фонда, на текущий момент цифра колеблется в диапазоне от 100 до 150.
Если инвестиции в финансовые технологии и дальше будут увеличиваться, то в первую очередь благодаря активности банков. О том, что банки будут поглощать финтех-проекты, говорили и участники крупнейшего в России финтех форума FinTech Power. Вложения в новые технологии — вопрос конкурентоспособности. Банки все активнее внедряют цифровые каналы продаж, клиентские сервисы, новые системы биометрии, аналитику больших данных.
Например, в 2017 году Альфа-банк инвестировал в сервис мобильных транзакций PayMe, «Тинькофф Банк» вложился в платформу для обработки платежей с помощью банковских карт CloudPayments, СКБ-банк приобрел стартап, предоставляющий финансирование интернет-магазинам Ecombank. В этом году Альфа-банк приобрел 25% компании CardsMobile, разработавшей мобильное приложение «Кошелек», которое позволяет использовать через смартфон банковские, транспортные, скидочные карты.
Поскольку в России финтех-проекты не могут войти на массовый рынок клиентского обслуживания, ожидать зарождения в стране индустрии необанков не приходится. Экосистема финтех-стартапов формируется преимущественно из проектов, нацеленных на сотрудничество, а не конкуренцию с банками. Конкурентов же поглощают банки. Как, например, виртуальный «Рокетбанк» был приобретен банком «Открытие».
Те же инвесторы вкладывают в проекты, которые дополняют банки, а не конкурируют с ними: криптовалюту, аналитические системы, облачные сервисы, позволяющие удаленно выдавать банковские кредиты клиентам, транзакционные платформы инвестирования в акции на основе биржевой аналитики и поведения пользователей, системы искусственного интеллекта. Например, в этом году Сбербанк инвестировал в систему искусственного интеллекта VisionLabs.
В РФ, по всей видимости, не предвидится зарождения «единорогов» в сфере финтеха, как и появления независимых финтех-проектов, сопоставимых по масштабам деятельности с крупными и средними банками. С точки зрения потребителей это и не хорошо и не плохо, потому что отечественные банки сами достаточно технологичны и предлагают удобные онлайн-сервисы. Но рынок мог бы выглядеть более интересным и разнообразным, если бы у нас появлялись эти самые «единороги» в сфере банкинга.