ENG

Перейти в Дзен
В мире, Мнение, Технологии, Это интересно

Французская погоня за гиперзвуком

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

В июле 2012 года из отчета Комитета по иностранным делам, обороне и вооруженным силам Сената Франции впервые стало известно, что Национальное управление аэрокосмических исследований (Onera) и военно-промышленная компания MBDA работают над двумя вариантами замены крылатой ракеты воздушного базирования с термоядерной боеголовкой AMSP-A дальностью в 500 км и скоростью до 3 Махов.

Первый проект Camosis направлен на удвоение дальности полета ASMP-A с использованием текущих технологий прямоточного двигателя ракеты (со скоростью до 5 Махов). Второй проект Prométhée — с использованием гиперзвуковых технологий, которые должны увеличить скорость ракеты в четыре раза.

Весной 2014-го начальник штаба ВВС генерал Дени Мерсье, выступая в Национальном собрании Франции, подтвердил: проводится анализ замены ракеты ASMP-A. Первый вариант замены предполагал создание ракеты, основанной на скрытности, второй — на гиперскорости: в районе 7-8 Махов.

В 2014 году также стало известно, что в качестве замены AMSP-A было выбрано создание крылатой ядерной ракеты четвертого поколения класса воздух-земля — ASN4G с гиперзвуковым блоком. Второй вариант являлся более сложным и дорогим, но именно его предпочли реализовывать и MBDA, и ВВС Франции. Причинами выбора гиперзвукового варианта ракеты стали, с одной стороны, развитие стратегических вооружений в России, Китае и КНДР, с другой — желание Франции сохранить технологическое лидерство в Европе. Французские военные настаивали, что Франция не должна отставать от США, России, Китая и Индии, где уже разрабатываются гиперзвуковые вооружения, и стать первым в Европе государством с подобным вооружением.

Основное требование ВВС к новой ракете состояло в том, чтобы ее дальность значительно превышала 1000 километров, а скорость была выше 5 Махов. Новую гиперзвуковую ракету планируется принять на вооружение к 2035 году, когда предыдущая версия ракеты будет выведена из состава ВС. Предполагается, ракета прослужит до 2070 года.

Что касается гиперзвукового блока ракеты, то в январе 2019 года Министерство обороны Франции заключило контракт на его создание с компанией ArianeGroup — совместное предприятие Airbus и Safran. Гиперзвуковой планер будет создаваться в рамках проекта V-Max (экспериментальный маневрирующий летательный аппарат). V-max — программа создания прототипа, с помощью которого Министерство обороны планирует изучить основные технологии гиперзвука, оценить преимущества и ограничения проекта и изучить вероятные требования, такие как низкая полезная нагрузка, необходимая для достижения гиперзвуковых скоростей. Первый испытательный полет планера запланирован уже к концу 2021 года. Это означает, что первый полет должен быть осуществлен менее чем через три года — слишком короткое время для разработки оружия, способного раздвинуть границы аэродинамики и материаловедения. Вероятно, это говорит о том, что будут использованы прошлые нереализованные наработки. Так, Onera начала разработки гиперзвукового двигателя еще в 1993 году. Тогда в рамках проекта Prepha был построен стендовый двигатель для экспериментов на многоразовой космической пусковой установке длиной около 60 метров и весом около 500 тонн. Проект Prepha изучал изменяющиеся условия воздуха и температуры для перспективного гиперзвукового двигателя. Планировалось, что двигатель будет сжигать только один вид топлива — жидкий водород, чтобы покинуть атмосферу, а не комбинацию из разных видов топлива, как на других французских ракетах. Один вид топлива позволит сэкономить вес, избежав использования двух топливных баков и огромных твердотопливных ускорителей.

В отчете межведомственного секретариата по национальной обороне и безопасности в 2017 году было сказано, что этот гиперзвуковой блок сможет нести как обычную, так и ядерную боеголовку.

Вероятно, новое оружие будет близким к российской гиперзвуковой ракете Х-47М2 «Кинжал» (скорость до 10 Махов), которую могут нести бомбардировщики Т-22М3 и реактивные истребители МиГ-31. В 2015 году центр Onera начал разработку нового типа двигателя для создаваемой гиперзвуковой ракеты. Первым шагом стала модернизация двух аэродинамических труб, которые будут служить для испытаний ракет и двигателей на этапе их проектирования. Испытательные комплексы расположены во французских коммунах Модан и Фога-Мозак. В ноябре 2014 года для этих целей Onera запросила 218 миллионов евро из бюджета страны.

Несмотря на заявленные планы, разработка и развертывание устройства, способного лететь на гиперзвуковых скоростях, может представлять собой огромную проблему для Франции. Главное управление вооружения Министерства обороны Франции (отвечает за организацию и координацию деятельности органов военного управления, осуществляющих заказы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, испытания и закупки) признало, что у него «сравнительно небольшой опыт» в сфере гиперзвуковых технологий и явлений кинетического нагрева, возникающего при сверхвысоких скоростях в результате трения о воздух. Это говорит о том, что, вероятно, вооруженные силы Франции еще долго не увидят ракету с гиперзвуковым планером, а ракета будет ограничена с точки зрения полезной нагрузки, времени полета и точности.

Так, из отчетов Onera известно, что существуют технические проблемы, которые предстоит решить. Стратегия преодоления ПРО/ПВО противника с помощью гиперзвуковых ракет остается серьезной научно-технической проблемой. Французским разработчикам придется обратиться к очень большому числу дисциплин, таких как аэродинамика, силовая установка, векторная архитектура и управление. Кроме того, важной задачей остается выбрать необходимые материалы, способные выдержать тысячи градусов температуры при гиперзвуковом полете.

Несмотря на качество исследований, Onera подвергается критике Национального аудиторского бюро за слабое управление и отсутствие стратегии работы. Бюджетное финансирование Onera сократилось до 96 млн евро в 2014 году со 126 млн евро в 2008 году, что также может негативно сказаться на работе над проектом. На проект может повлиять и то, что производитель будущего гиперзвукового планера — компания ArianeGroup — в ноябре 2018 года объявила о плане сокращения 2300 рабочих мест с 2019 по 2022 год, или около 25% своей рабочей силы.

Другой проблемой для проекта является выбор будущего самолета-носителя. Дело в том, что гиперзвуковой блок существенно увеличивает размеры и вес ракеты. Истребитель Rafale не подойдет под ракету с существенно большими габаритами. Нужен будет самолет размером примерно с Airbus A400M, а это уже скорее бомбардировщик. Другим вариантом является создание новой модели истребителя Rafale. Производитель истребителей компания Dassault уже подтвердила, что подобный истребитель возможно создать. Еще одной проблемой является дальность полета планера. Предположительно, планер будет иметь дальность в 3000 км. Соответственно, он будет подпадать под ограничения Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Теперь этот договор денонсирован Вашингтоном и Москвой. Таким образом, Франция может включиться в новую гонку вооружений гиперзвуковыми планерами. Перед Францией стоит большая дилемма: с одной стороны, французские политики не готовы провоцировать конфликт в Европе, с другой, в условиях, когда Европа обдумывает стремление к собственной обороне, поскольку администрация Дональда Трампа ослабляет свое влияние на европейскую безопасность, гиперзвуковые возможности Франции будут иметь ключевое значение.

Очевидно, что Франция способна создать гиперзвуковую ракету. Однако стратегического понимания роли гиперзвуковой ракеты у Франции нет. Вместе с различными проблемами конструкторских и промышленных компаний это может привести к гораздо более долгому циклу производства ракеты, чем на то рассчитывают французские ВВС.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья