ENG
Стартапы

Похож на дерево, крепче гранита

По данным ООН, в мире ежегодно образуется 300 млн тонн пластиковых отходов. В России ежегодно продается и раздается 60 млрд пластиковых пакетов, большую часть которых люди почти сразу выкидывают. Алексей Чехранов, основатель компании «Умная SREDA», рассказал о собственном методе эффективной переработки мягких полимеров (преимущественно пакетов и упаковочной пленки), в результате которого получаются изделия для благоустройства территории — лавочки, урны, бордюры.

Похож на дерево, крепче гранита

Получать прибыль и приносить пользу

История Алексея Чехранова напоминает сценарий фильма, когда умный и предприимчивый молодой человек проделывает путь от низших позиций до генерального директора компании. После школы Алексей поступил в Морской государственный университет им. генерала Невельского во Владивостоке на факультет экономики и управления. Параллельно он работал грузчиком в одном из городских портов. Однажды у молодого человека появился шанс проявить себя — он помог решить вопрос по оформлению иностранного парохода. После этого Чехранову предложили должность замначальника грузовой и коммерческой работы. Уже в 25 лет Алексей стал генеральным директором порта с зарплатой 120 тыс. руб. Через год порт продали другому владельцу, Алексей к тому моменту понял, что хочет начать свой бизнес. Он отказался от работы и высокой должности, поблагодарил и уволился. В 2013 году Алексей переехал в Санкт-Петербург, чтобы получить бизнес-образование — слушал лекции по маркетингу, учился ораторскому искусству, ходил на тренинги.

В 2014 году, после присоединения Крыма, он перебрался в Симферополь, где занялся перевозками. Его компания стала первой, которая легально подписывала договоры и принимала оплату на счет. Это помогло получить первые крупные заказы. Бизнес был прибыльным, но нервным: грузчики могли не выйти на работу, клиент потребовать больше, чем при первоначальной заявке. В конце 2015 года Алексей принял решение выйти из дела.

Чехранову хотелось, чтобы его бизнес не только приносил прибыль, но и был социально значимым. Тогда он обратил внимание на отрасль переработки отходов. В Крыму он возглавил предприятие, изготавливавшее из автомобильных покрышек нескользящее резиновое покрытие для спортивных и детских площадок. Сначала это был один небольшой цех, но производство быстро росло. А в 2016 году под контроль были взяты управляющая компания в сфере ЖКХ и полигон твердых бытовых отходов.

На полигоне была проблема с разлетающимися пластиковыми пакетами и упаковочной пленкой. Алексей стал думать, какую пользу можно извлечь из этих материалов. Так появилась идея основать завод по переработке мягкого пластика. Но здесь Чехранов столкнулся с другой сложностью: вторсырье не умели эффективно перерабатывать. Существующая технология была очень затратной, а маржинальность — низкой. Алексей все же купил оборудование, и специалисты компании занялись его модернизацией.

Так родилась технология, которая легла в основу заводов переработки «Умная SREDA». Этот проект позволил консолидировать накопленный ранее опыт в сфере благоустройства придомовых территорий, строительства детских и спортивных площадок, обслуживания многоквартирных домов, а также управлении полигонами ТБО и утилизации отходов. Благодаря модернизации оборудования стоимость вложений в открытие перерабатывающего завода снизилась с 15 млн до 5 млн рублей.

Похож на дерево, крепче гранита

Пластик плюс песок равно…

Основное сырье, которое используется на предприятиях компании, — необработанный смешанный пластик и песок. Пластик забирают у региональных операторов, занимающихся вывозом ТКО. При этом пластик не нуждается в дополнительной сортировке, а песок — в очистке и сушке.

Сырье загружается в механизм, который является собственной разработкой компании — машину для приготовления смеси (МПС) Т-1000. Он измельчает пластик с помощью шнеков, перемешивает его с песком и плавит смесь при высоких температурах. В результате распределения измельченных полимеров внутри песка получается влаго- и огнестойкий композитный материал. Внешне он имитирует структуру дерева и при этом обладает прочностью гранита. Например, рейка, изготовленная из такого материала, способна выдержать вес в 80 кг, а скамейка — в 360 кг. Из пескополимеров на предприятии изготавливают большие и малые архитектурные формы, преимущественно скамейки, урны, бордюры, кашпо.

Детали штампуют с помощью пресса и специальных стальных форм. Благодаря собственному оборудованию компания может варьировать ассортимент изделий и создавать их под запросы заказчиков. Есть и готовые типовые модели. На изготовление 1 лавки требуется примерно 80 кг песка и 5000 пакетов. Это позволяет избежать вырубки двух деревьев. Производственный цикл — около 20 минут. Розничная цена на урну и лавочку без спинки — около 9000 рублей, на скамьи со спинками — от 14 000 рублей.

Похож на дерево, крепче гранита

Экология приносит прибыль

В новый бизнес было вложено 17 млн рублей. В основном это были собственные средства Чехранова — прибыль от других проектов. Кроме того, Алексей продал машину, а вырученные деньги также вложил в развитие производства. Сейчас в компании работает 19 человек: 6 сотрудников в офисе в Красногорске (отдел маркетинга, запуска и отдел продаж), 6 человек — сотрудники производственной линии в цеху в г. Нахабино, IT-отдел и отдел разработки — компания-партнер, совместно с которой разрабатывается оборудование и изделия для расширения продуктовой линейки.

Прибыль приносят два направления. Первое — продажа собственной продукции оптом и в розницу. Заказы поступают от частных лиц, которые хотят благоустроить придомовую территорию и от магазинов. Также скамейки и урны заказывают коммерческие и бюджетные организации (бизнес-центры, школы, больницы, церкви и так далее), муниципалитеты, УК, ТСЖ. Маркетинговый анализ по 60 регионам страны показал, что средняя востребованность продукции — 400 изделий в месяц.

Второе направление — продажа франшизы.

«Наши франчайзи — это как производственники, владельцы собственных бизнесов, которые рассматривают варианты для расширения деятельности, так и начинающие предприниматели, которым близка наша миссия очищения планеты, и они ищут дело, близкое по духу», — объясняет Алексей.

Сейчас по франшизе работают 20 заводов в разных регионах: от Москвы до Владивостока. В середине ноября 2019 года компания вышла на международный уровень — первый завод в течение 2 месяцев будет запущен в Нур-Султане, Казахстан. Стартовые вложения для партнеров составляют до 5 млн рублей, окупаемость проекта — 15 месяцев.

Похож на дерево, крепче гранита

Мировой экологический проект

В дальнейших планах Чехранова увеличение количества филиалов. Он хочет, чтобы в каждом регионе страны были заводы его компании — либо собственные, либо открытые по франшизе. Ближайшая цель — открыть 100 заводов до 2021 года. Чтобы построить собственную сеть предприятий, руководство компании рассматривает возможность привлечения инвестиций — как частных, так и со стороны инвестиционных фондов.

В тех регионах, где заводы будут открываться по франшизе, планируется оказывать поддержку франчайзи, чтобы они также могли развивать собственную сеть. Для этого каждому партнеру создают сайт на поддомене компании, настраивают CRM-систему, обеспечивают маркетинговыми материалами, оказывают помощь по настройке интернет-рекламы. Для офлайн-продаж подготавливают маркетинговые материалы, совместно прорабатывают места размещения продукции, помогают в организации выставок. Отдел развития вместе с франчайзи прорабатывает все направления сбыта. По регламенту для каждого клиента существует подробная карта запуска из 120 шагов, пройдя которые франчайзи может запустить завод с нуля за 60 дней. Такая карта и проработка точек сбыта позволяет получать заказы на продукцию еще до запуска производства.

«Также мы поняли, что часть наших партнеров больше хочет заниматься производством, поэтому мы разработали специальные условия на сбыт продукции, мы сами занимаемся реализацией произведенной продукции франчайзи: для этого создана маркетинговая стратегия как для продвижения услуг в интернете, так и в офлайне через отдел сбыта — дилеров», — рассказывает Чехранов.

Компания помогает получить крупные консолидированные заказы из разных регионов и отправлять продукцию в любую точку страны. Успеху экозаводов способствует и политика, проводимая государством: по последним поправкам Минпромторга, продукция из вторсырья должна составлять не менее 30% от объема госзаказов на аналогичные товары или 5–7% от всей суммы госзаказов. Это гарантирует стабильный сбыт, что для производственных компаний немаловажно. В ближайшее время Чехранов собирается расширять представительство компании на международном уровне.

«У нас уже были деловые поездки в Индию, в Дели и Сербию. Проведены официальные встречи и направлены наши предложения в предпринимательское сообщество, запуск производств в этих странах рассматриваем как следующий шаг, делится Алексей. — Наша цель — создать сеть безотходных экозаводов по всему миру, которые станут единой средой по переработке и повторному использованию б/у-материалов. Мы ищем в первую очередь единомышленников — людей, которые хотят сделать города красивее, а окружающий мир — чище».

Автор: Кристина Фирсова

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья