ENG
Добавить в избранное
Стартапы, Технологии

Покупки без продавца, оплата без кассира

Летом-осенью 2017 года в Китае начали массово открываться магазины без персонала, где покупатели оплачивают свои покупки с помощью смартфона. Уже к концу года в стране было открыто 200 таких торговых точек. В начале 2018 года примеру Поднебесной последовали США: 22 января первый магазин с искусственным интеллектом открыла компания Amazon. В том же году в России новую форму ритейла начал внедрять Глеб Харитонов.

Взяли пример с Китая

Глеб Харитонов восемь лет разрабатывал сайты и софт, но работа казалась ему рутинной и скучной, хотелось создавать что-то более интересное и значимое для людей. В 2012 году он, занимаясь автоматизацией магазина, загорелся идеей создавать сервисы доставки еды. Глеб и его коллеги пробовали делать приложения для предзаказов в кафе и ресторанах, но не выдержали конкуренции. Тогда Глеб понял: надо предложить миру что-то новое.

Он обдумывал разные идеи, когда один приятель прислал ему информацию о китайском магазине-контейнере без персонала. Войти в него возможно, только зарегистрировавшись в специальном приложении, с помощью него же покупатель сканирует продукты и оплачивает с привязанной карты или платежной системы. Глеб решил создать такой же сервис в России.

Вместе с Глебом разработкой занялась команда, с которой он работает последние 5 лет: разработчики программного обеспечения и нейронных сетей, маркетолог, юрист, дизайнер. Часть работает в Москве, часть — в Ярославле, но все сотрудники всегда на связи и работают слаженно.

Умный контейнер

В 2018 году на свои деньги Глеб и его коллеги заказали контейнер и договорились о его установке с бизнес-центром IQ-Park в Москве. Спустя месяц в нем поставили и подключили холодильники, датчики, контролирующие температуру и влажность, камеры наблюдения, систему электронного управления для автоматической работы двери. Систему назвали Briskly, в переводе с английского «быстрый»: главная цель ее разработки — ускорить процесс покупки.

Перед разработчиками встал вопрос, как адаптировать систему для России. В Китае покупки делаются через приложение с личными данными жителей страны, в нашей стране такого нет. Команда Briskly начала разрабатывать приложение BPay, где пользователь должен зарегистрироваться и принять соглашение, которое предусматривает ответственность за воровство.

А для фактической защиты товаров от кражи специалисты занялись созданием BCTV-системы — технологии отслеживания действий покупателя через машинное зрение. Специально обученная нейросеть монтируется в камеры, благодаря чему распознаются все зашедшие в магазин люди и лежащие на полках товары. Если человек взял товар, не оплатил его и перед выходом не вернул на полку, дверь не открывается.

Приложение было разработано на основе технологии Scan & Go («Сканируй и покупай»). После регистрации в нем пользователя оно показывает ближайшие магазины Briskly. Чтобы попасть внутрь умного контейнера, покупателю нужно отсканировать QR-код данного магазина, тогда дверь автоматически откроется. Если человек еще не скачал приложение, после сканирования QR-кода на экране его телефона появится предложение скачать. Внутри покупатель считывает штрихкод нужных ему товаров посредством встроенного сканера и складывает их в корзину, а затем оплачивает из того же приложения, с карты или платежной системы (Apple Pay и ей подобных). BPay работает на Android и iOS.

Также был разработан модуль Customer Data Platform. Он копит на сервере информацию о покупках каждого пользователя, анализирует предпочтения покупателей и отправляет сообщения о поступлении товаров, которые покупатель берет чаще всего. Приложение BPay, модуль Customer Data Platform, отслеживающая нейросеть и блок удаленного управления дверью и составляют платформу Briskly.

Сквозь тернии к звездам

На разработку первого магазина-контейнера Глеб потратил 2 миллиона рублей. На дальнейшие разработки денег не хватало, он стал искать инвесторов, добиваться грантов, но ему не удавалось понятно объяснить свою идею, в результате было около 50 отказов.

Удача улыбнулась только на конкурсе Visa Everywhere Initiative, где оценивались сами идеи вместо прибыли от их реализации. Команда Briskly прошла три этапа конкурса и заняла первое место, выиграв 5 миллионов рублей на развитие проекта. На эти деньги доработали нейросеть, приложение, закупили нужные датчики.

Помимо финансовых, были трудности с технической реализацией. Сначала использовали для прототипа дешевые раздвижные двери, но их заклинивало. После двух неудачных установок закупили самую дорогую дверь, и она стала работать безотказно. Электронный замок тестировали 30 дней, все время находя изъяны; только по истечении этого срока Глеба и его коллег стала устраивать работа замка.

Первое крупное испытание магазина без продавца прошло на фестивале Geek Picnic в парке Коломенское в Москве. В магазине продавались только вода, снеки и сувениры, на за два дня фестиваля необычную торговую точку посетили более 500 покупателей. Ее заметили представители «Сколково» и предложили открыть такой магазин в технопарке. Так технология Briskly заработала в продуктовом супермаркете Pro Market. Днем в нем можно расплачиваться как традиционно в кассе, так и через приложение. Это разгружает кассы при большом количестве покупателей, а также позволяет магазину работать ночью без кассиров. Чтобы днем те, кто покупает в обход кассы, были под контролем, на смартфоны кассиров специалисты Briskly установили приложение, в котором видно покупателей, пользующихся новой технологией, их корзины и процесс оплаты.

Сегодня и завтра

Вскоре технологию внедрил другой магазин в технопарке — «Лемма Маркет». Глеб и другие разработчики активно участвуют в российских и зарубежных конференциях и форумах: «Открытые инновации» (Москва), Finopolis (Сочи), GITEX Technology Week (Дубаи), — благодаря этому о приложении узнает все больше владельцев магазинов. К августу 2020 года систему Briskly подключили 345 небольших магазина и ресторана в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе открылись микромаркеты в подъездах жилых домов. Ведутся переговоры с региональными сетями. Одни клиенты установили контейнеры, другие просто интегрировали Briskly в работу своих небольших магазинов. Через год после начала подключения магазинов компания вышла на самоокупаемость.

В сентябре стартап собирается интегрироваться с площадкой для оплаты топлива без кассира на заправках. В дальнейшем Глеб намерен подключить приложение BPay на 10 000 АЗС в разных регионах России.

Также компания занялась разработкой умных холодильников для продуктовых магазинов и офисов. Разработчики предоставляют производителям холодильников автоматический замок и подключают к приложению.

В планах Глеба Харитонова и его команды — выходить с их новой системой за границу, прежде всего в страны ближнего зарубежья: Украину, Беларусь, Казахстан. Уже поступило несколько предложений, команда изучает юридические аспекты локализации новой технологии в ближнем зарубежье. Рассчитывают разработчики Briskly покорить и европейский рынок, так как в Азии большая конкуренция. Сейчас Глеб и его коллеги активно ищут партнеров и идеи для эффективной рекламы.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья