ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Полезный фаст-фуд от девушки на велосипеде

Мюсли, фруктово-ореховые батончики, цикорий, протеиновые каши и прочие полезные снеки от Bionova сегодня можно встретить почти во всех крупных торговых сетях. Совсем недавно продукция компании начала продаваться в магазинах и под торговой маркой «ВкусВилл». Оборот Bionova за 2019 год составил 500 млн рублей, здоровые перекусы этого бренда экспортируются в Белоруссию, Казахстан, Вьетнам, Таиланд. Но начиналось все вовсе не так празднично и победно. Просто однажды балерина Александра Гудимова повредила ногу и не смогла выступать на сцене Большого театра…

Основатель торговой марки Bionova Александра Гудимова
Основатель торговой марки Bionova Александра Гудимова

Из Большого театра — в семейный food-бизнес

В Московскую государственную академию хореографии не только трудно поступить, учебу здесь тоже осилит не каждый. Изнурительные тренировки, выступления, диеты… Впрочем, ограничения в еде Александру не огорчали — она, в отличие от большинства сокурсниц, с раннего детства привыкла к здоровому питанию, по пирогам и конфетам не скучала. На седьмой год обучения она начала танцевать в кордебалете Большого театра, будущее казалось вполне определенным — спектакли, танцы, гастроли. Но жизнь вносит в наши планы свои коррективы. В 17 лет балерина получила серьезную травму колена и вынуждена была оставить и учебу, и сцену.

«Решение уйти из училища далось непросто, было больно расставаться с балетом, страшно начинать заново строить свою жизнь, намечать новые цели. Пережить этот непростой период мне помогли… английский и велосипед. За годы занятий балетом я привыкла к высокоинтенсивным физическим нагрузкам, длительные велопрогулки вернули мне радость движения. А радость познания нового вернул английский. В балетном училище мы изучали французский, но в большинстве обычных школ, в университетах требовался английский. За год учебы в Англии я выучила язык до уровня advanced», — рассказывает Гудимова. 

Вернувшись из Англии, Александра экстерном закончила 10 и 11 классы, поступила в МИРБИС на программу “менеджмент организации”, а затем — в ВШЭ на магистерскую программу Business Administrations.

«В 2014 году, когда мне предстояло защищать дипломный проект в Вышке, была актуальна тема импортозамещения, ее я и выбрала. Для проекта нужны были не столько теоретические рассуждения, сколько практика, конкретные примеры, расчеты. Для этого как нельзя лучше подходило предприятие “НоваПродукт АГ”, которое вместе со своим другом Александром Нижегородовым организовал мой отец Сергей Гудимов», — говорит Александра. 

«НоваПродукт АГ» производил в основном сахарозаменители и цикорий. Проект Александры, предлагающий выпуск качественной отечественной гранолы, показался руководителям компании интересным, к тому же он вписывался в концепцию производства здоровых диетических продуктов.

Антикризисные наборы и польза карантина

Для начала Александра исследовала рынок — обошла все крупные магазины и скупила ЗОЖ-продукты разных марок. Оказалось, на российском рынке очень мало гранолы — смеси овсяных хлопьев, орехов, риса, изюма (главное отличие от мюсли в том, что гранола всегда запекается), а если она и попадается, то либо дорогущая импортная, либо переслащенная и полная искусственных добавок отечественная. Гранола и стала основным продуктом и хитом продаж бренда Bionova.

Для запуска производства новых продуктов потребовалось около 20 миллионов рублей, потратили их в основном на закупку современного оборудования, а также на разработку рецептур, брендинг, ингредиенты и упаковку. Инвесторов Александра не привлекала, пользовалась банковским инструментом — лизингом.

«Хотелось сделать продукцию бренда запоминающейся. Логотип разрабатывало рекламное агентство, были разные идеи, мне очень понравился вариант с девушкой на велосипеде — это символ движения, стремления к новым достижениям. Мы не стоим на месте. Вот, например, с началом карантина стали выпускать “антикризисные наборы”, когда за один клик можно купить сразу десяток продуктов. Кстати, в марте этого года наш оборот вырос на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Люди запасались продуктами, магазины кратно увеличили продажи, на производстве нам пришлось ввести третью смену. В мае спрос немного просел, но это традиционно для последнего весеннего месяца», — делится Александра.

Пандемия коронавируса положительно повлияла не только на офлайн-, но и на онлайн-продажи — в собственном интернет-магазине Bionova и в маркетплейсах.

«Рентабельность нашего онлайн-магазина достаточно высока, но прибыль составляет не более 5% от общей выручки. Чуть более 80% приходится на офлайн, около 15% — на маркетплейсы. Кстати, попасть на полки крупных магазинов было непросто — у наших продуктов высокая себестоимость (стевия, к примеру, слаще сахара в сто раз!). Довольно долго приходилось просто рассылать презентации, образцы продуктов и ждать, что на нас обратят внимание», — говорит Гудимова. 

Секреты балетной кухни 

Производство, склад и офис Bionova находятся в небольшом поселке за Троицком. По словам Александры, это очень удобно: все в одном месте, поэтому любые вопросы можно решить оперативно. Ингредиенты закупаются и в России (ягоды, овес), и за рубежом (сироп из фиников, стевия). Продуктовая линейка расширяется. Среди новинок — протеиновые шейки, крем-супы быстрого приготовления, кокосовый сахар, хлебцы с травами и отрубями.

«Российский рынок ЗОЖ-питания не консолидирован. Есть 2–3 крупных игрока, есть индивидуальные предприниматели, но, учитывая растущий интерес к правильному питанию, эта ниша еще не заполнена. Покупатели начали внимательнее изучать состав продуктов, осознаннее делать выбор, поэтому доля качественных полезных продуктов в магазинах должна увеличиваться. Белый рафинированный сахар потеснят на полках заменители — сироп цикория, стевия, финиковый сироп. Натуральные подсластители имеют отличные перспективы, и к 2024 году ожидается заметный рост этого сегмента», — считает Гудимова.

Здоровое питание в тренде, но все убыстряющийся ритм жизни диктует свои правила — присоединиться к сторонникам движения Slow Food и начать готовить прекрасные домашние рагу, запеканки и супы из экологически чистых местных продуктов удается немногим. Но есть и хорошая новость — фастфуд тоже может быть правильным.

«Если есть возможность, конечно, лучше самим варить супы и каши. Но в безумном ритме больших городов без быстрых перекусов не обойтись. Поэтому они должны быть правильными, без вредных добавок, таких как пальмовое масло например. Внимательно читайте этикетки. Иногда главный ингредиент полезных завтраков сахар. При высокой калорийности пищевая ценность таких снеков стремится к нулю. Обращайте внимание на обогащенные продукты. Инулин способствует укреплению иммунитета, натуральные пищевые волокна улучшают пищеварение. Выбирайте максимально полезный фастфуд», — советует Александра.

Автор: Наталья Сысоева

Фотографии предоставлены Александрой Гудимовой

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья