Какой вывод можно сделать, глядя на очередные результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации?
Прежде всего — тот, что инвестиционный потенциал становится важным политическим ресурсом российских регионов, за который разворачивается серьезная конкуренция. Недавно были уточнены критерии оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации, и, согласно этим критериям, теперь оценивается не только уровень фактических инвестиций, но и усилия по созданию соответствующего климата и достижению высоких позиций в рейтингах инвестиционной привлекательности, ведущим из которых сегодня стал Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
Как и в предыдущие годы, в лидерах — столичные регионы (Москва — 1 место, Санкт-Петербург — 5 место), регионы с развитым ресурсным сектором (Тюменская область — 3 место, Республика Татарстан — 2 место, ХМАО — 17 место), крупные сельскохозяйственные центры (Белгородская область — 8 место, Краснодарский край — 13 место и другие).
В то же время географически удаленные регионы представлены слабее: за исключением отдельных крупных центров (Новосибирская область — 19 место), регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока традиционно имеют более низкие показатели, что при формировании предыдущих рейтингов отчасти объяснялось недостаточными усилиями руководства по повышению инвестиционной привлекательности.
С другой стороны, сохраняются предубеждения инвесторов по отношению к географически удаленным регионам, зачастую с плохой логистической сетью и отсутствием сырьевой базы. Тем не менее инвестиционные перспективы не ограничиваются вложениями в ТЭК — хотя бы потому что для этого сектора характерна высокая степень монополизации и государственного регулирования. А это накладывает определенные ограничения, особенно на иностранных инвесторов.
Уровень инвестиционной привлекательности потому имеет особое политическое измерение, что не увязывает позиции регионов в рейтингах с наличием развитого ресурсного сектора или даже с фактическими объемами привлеченных инвестиций. Речь идет преимущественно о способности регионального руководства принимать своевременные меры, которые повышают доступность и эффективность административной системы, снимают лишние бюрократические барьеры; формировать особую институциональную среду.
Механизмы создания благоприятного инвестиционного климата можно условно разделить на «жесткие» меры, направленные непосредственно на привлечение капитала (например, снятие административных барьеров и формальных ограничений по определенным процедурам), а также на «мягкие», косвенные меры, к котором можно отнести различные инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, логистической сети — то, что создает условия для прихода инвестора.
Наконец, к косвенным факторам относится уровень политической стабильности и устойчивость региональной власти, что является своего рода гарантией соблюдения договоренностей.
Кластерный подход вполне успешно применяется в регионах, в которых отсутствует развитый ресурсный сектор. Например, он востребован в Калужской (4 место) и Ярославской областях (18 место).
Кластерный подход подразумевает создание определенных производственных групп, в рамках деятельности которых снижаются риски и повышается конкурентоспособность продукции за счет объединения усилий и формирования новых производственных цепочек. Кластеры обычно организовываются по отраслям, а их функционирование сопровождается мерами государственной поддержки.
На территории Калужской области, например, создано несколько кластеров: автомобильный, фармацевтический, логистический. Фармацевтический кластер на территории Ярославской области объединяет около 15 компаний и образовательных учреждений, что позволяет проводить перспективные исследования. В Тюменской области — 3 место — большое значение придается мерам, облегчающим положение инвестора и снижающим риски входа на региональный рынок: льготное налогообложение, кредиты и субсидии, помощь и содействие властей в вопросах получения земельных участков и недвижимости. В регионе действуют различные программы поддержки малого и среднего бизнеса, подразумевающие софинансирование и возмещение части процентной ставки.
Рост инвестиционной привлекательности регионов с развитым сельскохозяйственным сектором в последние годы (уже упомянутые выше Белгородская область — 8 место и Краснодарский край — 13 место) может объясняться потребностями импортозамещения и закрытием рынка для западных экспортеров продовольствия. В этом смысле внешняя конъюнктура также может служить благоприятным инвестиционным фактором. В условиях санкционных ограничений инвестирование становится чуть ли не единственным способом входа на рынок. Таким образом, ключевым является не изначальная ресурсная обеспеченность региона, а управленческие навыки его руководства, которые позволяют преодолевать естественные ограничения.
При этом немаловажное значение придается различным формам промышленной кооперации и мерам финансовой поддержки бизнеса, без которых снятие административных барьеров может оказаться недостаточным.