ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Потребительская контрреволюция: вирус против шопоголизма

Игорь Пылаев

Игорь Пылаев

Эксперт по массовым коммуникациям, автор книг по PR и маркетингу

На наших глазах происходит мировая потребительская контрреволюция. Кто был всем, в считанные дни стал никем или вот-вот таковым станет. 

Три четверти века развитые страны переориентировали свою экономику под массового покупателя. Стимулировали внутренний спрос. Перекладывали налоговое бремя с юридических лиц на «физиков». Внушали клиентам, что они всегда правы, даже когда не правы… Но в тот момент, когда безудержное потребление достигло своего апогея в форме потребительского тоталитаризма, потреблядства и шопоголизма, случилось то, чего покупатели никак не ожидали. Очередная пандемия обнулила все их преференции.

Хозяев жизни в одночасье изолировали по домам, лишив привычных благ — распродаж, безоглядного шопинга и т.п. Интернет-магазины делают все что могут, но массовый потребитель уже привык себя ни в чем не ограничивать и покупать везде, где ему вздумается. Однако на новые храмы, то есть торгово-развлекательные центры, повесили замки; закрыты отели, магазины duty-free при аэропортах… Ситуация уникальная.

В этой связи весьма показательно, кого принялись спасать власти различных государств? Бизнес, как это делалось и раньше? Или массового потребителя? США, Сингапур, ряд европейских стран практически сразу заявили о раздаче денег напрямую населению. В виде разовых выплат, ежемесячной финансовой поддержки. Не считая дополнительных льгот по уплате налогов, жилищно-коммунальных услуг и т.п. 

Это не просто косметическая мера, стимулирующая, хоть и незначительно, внутренний спрос. Раздача денег — символическая попытка сохранить статус-кво покупателей, их особое место в современной пищевой цепочке. Чтобы даже в критической ситуации они чувствовали, кто тут царь и бог, а кому государство должно воздать должное.

Как эта ситуация отразится на все других потребителях? Которых сейчас лишают чувства собственного достоинства? Их не только изолировали в четырех стенах (пусть и ради благой цели), но еще и начали пугать крупными штрафами за нарушение особого домашнего режима?

Никто и никогда со времен Второй мировой войны так не обесценивал покупательные способности населения. Даже в России во время дефолта 1998 года, мирового финансового кризиса 2008 года и девальвации рубля в 2014-м…

Поставит ли COVID-19 крест на мировом шопоголизме, вернется ли эпоха разумного потребления или вакцина от коронавируса убьет и потребительскую контрреволюцию? Ответы мы увидим в ближайшие месяцы, и они будут крайне интересны не только маркетологам, но и инвесторам, и всем тем предпринимателям, которые уже сейчас начали искать новые перспективные ниши и форматы работы с потребителями.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья