ENG
Мнение, Прогнозы

Потребительский спрос и бизнес в 2021 году

Борис Сысоев

Борис Сысоев

Основатель и business developer HR онлайн-стартапов myresume.ru и testonjob.ru, специалист по отбору и развитию персонала

Хотя динамика потребительского спроса в 2020 году действительно удивила даже, казалось бы, подготовленных к кризисам игроков, не совсем правильно рассматривать возникшую ситуацию как безусловное падение. Коронавирус не «убил» экономику, а резко изменил ее. 

Более того, я бы не сказал, что изменение стало неожиданным. Скорее ситуация с эпидемией лишь ускорила процессы, которые были запущены уже давно. Поэтому говорить о том, что потребительский спрос уже не вернется к показателям 2019 года, неверно. Он не вернется в том виде, в котором был. Естественно, многие потеряли работу или боятся потерять ее, поэтому покупательская способность снизилась. Кроме того, снизилась доля импульсивных покупок. Однако это не означает, что люди готовы кардинально менять свои привычки.

Если в начале 2000-х среднестатистический потребитель был готов покупать товар, лишь увидев один рекламный ролик, сегодня он гораздо тщательней обдумывает покупку. Если смотреть на статистику продаж myresume.ru, покупательская активность уже вернулась на докризисный уровень и продолжает расти. То есть, несмотря на кризис, люди готовы вернуться к привычной жизни, однако их подход к покупкам изменился. В 2021 году, когда ситуация с коронавирусом успокоится, людей придется убеждать в необходимости покупки, а на первое место придут сервис и сопутствующие услуги.

Крупные компании уже «поймали» этот тренд: несмотря на пандемию, их доходы резко выросли. Речь не только об интеграции в онлайне, но и о развитии доверия к бренду, экспертности, а также о социальных связях, отзывах и т.д. 

Сложнее всего адаптироваться к новой экономической реальности микро- и малому бизнесу, в основном из-за отсутствия «подушек безопасности», свободных инвестиций и из-за нежелания создателей пересматривать бизнес-модель. Однако рано или поздно игроки, которые не захотят менять свой подход к бизнесу, уйдут с рынка. Но их место долго пустовать не будет.

Союз торговых центров говорит о закрытии примерно 20% магазинов в ТЦ, большинство из которых — малые предприятия. Хотя 20% — это довольно много (около 1 млн компаний по всей стране), для рядового покупателя ситуация практически не поменялась. Крупные компании сразу же занимают торговые площади и свободные ниши. Открываются сетевые парикмахерские, кофейни, магазины одежды. В 2021 возвращение покупательской активности будет идти именно по этому сценарию.

Даже в 2019 году порог вхождения в бизнес был уже довольно высоким — конкурировать с крупными компаниями мало у кого получалось. Сегодня же перевес в сторону крупных компаний стал еще ощутимей. В итоге мы придем к тому, что рынок ритейла поделят несколько крупных игроков, которые будут предлагать всё сразу: от кофе до батутных парков. В принципе, уже сегодня мы это видим: во время пандемии «Яндекс», «Мэйл.ру Груп» и Сбербанк многократно расширили свое присутствие, заняв как онлайн, так и офлайн-ниши.

С точки зрения покупателей это хорошо, поскольку повысится качество услуг, сервиса, появятся гарантии. С точки зрения исполнителей, то есть компаний, которые работают «под крылом» гигантов, это потеря прибыли. С точки зрения бизнесменов, которые в 2021 году захотят открыть небольшую кофейню в ТЦ или фитнес-клуб, это плохо: конкурировать с такими игроками практически невозможно.

Опять же, потребительский спрос на те же фитнес-клубы не упал, хотя, по словам некоторых экспертов, за пандемию закрылось более 70% клубов. Просто формат, в котором существовал фитнес, исчерпал себя. Я уверен, что в 2021 году даже фитнес-сфера возродится за счет крупных игроков и привлечет клиентов за счет системы подписок, а не единовременных платежей, а также за счет качества услуг и сервиса.

Поэтому в какой-то мере, если, конечно, не брать во внимание увеличение безработицы и увольнения, рядовому потребителю кризис «сыграет на руку» — качество услуг однозначно повысится. Кроме того, отслеживая статистику создания резюме на нашем сервисе, можно сделать вывод, что хотя в феврале-марте действительно много людей потеряло работу, кризиса на рынке кадров не возникло. Люди постепенно возвращаются на работу, но уже в другие, более крупные компании.

И связана такая ситуация еще вот с чем: основную роль в современных продажах играет не сам продукт, а маркетинг и сопутствующие услуги. Часто именно из сопутствующих услуг и дополнительных продаж складывается основная прибыль. Естественно, малые предприятия не могут позволить торговать себе в убыток и вкладывать миллионы в рекламу. А вот крупные игроки — запросто.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья