• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Регионы / МнениеРегионы / Спецпроекты

Правам России на СМП ничто не угрожает

Денис Фролов – руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm

Северный морской путь (СМП) является самым коротким путем между европейской частью России и Дальним Востоком. Именно это и делает его экономически привлекательным – не только для России, и для других государств. Но с понятием СМП тесно связаны споры о его международном статусе. Это объясняется тем, что юридически Россия не распространяет свой суверенитет на всю трассу СМП в отдельные моменты времени, что вызывает правовую неопределенность юрисдикции трассы. Акватория СМП включает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ. Трасса СМП одновременно регулируется как российским, так и международным законодательством. Если говорить о международно-правовом регулировании СМП, стоит отметить, что на него распространяет свое действие Конвенция ООН по морскому праву. Она предусматривает особый режим для плавания по трассам СМП – в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией как арктическим прибрежным государством.

Такое полномочие РФ имеет в силу ст. 234 Конвенции. Это вполне логичное положение, так как именно Россия обладает всеми необходимыми сведениями и ресурсами для определения наиболее благоприятного и безопасного прохождения судов по СМП. Документ также устанавливает, что должна быть обеспечена свобода судоходства. В этой части никаких претензий нет, так как положение не нарушается – иностранные суда проходят по СМП. К тому же не стоит забывать об акватории, которая относится к территории РФ и на которую она распространяет свою юрисдикцию. Российским нормативным актом, определяющим статус СМП, является федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Этот закон содержит понятие СМП. Статья 14 определяет Северный морской путь как исторически сложившуюся единую национальную транспортную коммуникацию России. Но основная проблема и причина споров здесь в том, что СМП не имеет единой фиксированной трассы. Это обусловлено природными особенностями территории – в зависимости от климатических условий маршрут существенно отклоняется на север/юг.

Соответственно, в отдельные моменты времени трасса СМП выходит за пределы пространства, подпадающего под юрисдикцию России, и попадает под международно-правовую юрисдикцию. Это дает основания для предложений наделить СМП статусом международной транспортной магистрали. Естественно, такие предложения не находят положительного отклика у российских властей – высказываются опасения, что в этом случае Россия потеряет преимущества его использования. На деле не все так просто.

Но даже если поднимется вопрос о придании всему СМП конкретного статуса, у России есть и другой вариант действий. Так, есть основания для того, чтобы признать Северный морской путь «историческими водами». Такой статус может быть закреплен за водами, над которыми прибрежное государство эффективно, непрерывно и в течение длительного времени осуществляет право суверена с молчаливого согласия других государств. Это некое исключение из международного права. СМП вполне подходит под это определение: само появление трассы было бы невозможным без советских ледоколов. Соответственно, Россия в этом случае сохранит широкие полномочия в отношении СМП. Учитывая его территориальное расположение, другие государства просто не смогут эффективно осуществлять контроль над территорией.

Также стоит отметить: неопределенность статуса – не единственная проблема СМП. Из-за введения в 2014 году санкций со стороны США и Европы часть западных компаний отказались от работы в Арктике. В настоящее время из-за падения цен на топливо СМП во многом потерял привлекательность для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые часто предпочитают маршрут через Суэц. Отпугивают же от использования СМП затраты на сопровождающие суда и навигацию.

В этом плане стоит вопрос не столько в юридических аспектах, сколько в повышении экономической привлекательности трассы. Что же касается статуса пути, то действующие нормы международного права содержат все необходимые положения для сохранения Россией фактического контроля над всей акваторией СМП.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...