Северный морской путь (СМП) является самым коротким путем между европейской частью России и Дальним Востоком. Именно это и делает его экономически привлекательным — не только для России, и для других государств. Но с понятием СМП тесно связаны споры о его международном статусе.
Это объясняется тем, что юридически Россия не распространяет свой суверенитет на всю трассу СМП в отдельные моменты времени, что вызывает правовую неопределенность юрисдикции трассы. Акватория СМП включает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ. Трасса СМП одновременно регулируется как российским, так и международным законодательством. Если говорить о международно-правовом регулировании СМП, стоит отметить, что на него распространяет свое действие Конвенция ООН по морскому праву. Она предусматривает особый режим для плавания по трассам СМП — в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией как арктическим прибрежным государством.
Такое полномочие РФ имеет в силу ст. 234 Конвенции. Это вполне логичное положение, так как именно Россия обладает всеми необходимыми сведениями и ресурсами для определения наиболее благоприятного и безопасного прохождения судов по СМП. Документ также устанавливает, что должна быть обеспечена свобода судоходства. В этой части никаких претензий нет, так как положение не нарушается — иностранные суда проходят по СМП. К тому же не стоит забывать об акватории, которая относится к территории РФ и на которую она распространяет свою юрисдикцию. Российским нормативным актом, определяющим статус СМП, является федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Этот закон содержит понятие СМП. Статья 14 определяет Северный морской путь как исторически сложившуюся единую национальную транспортную коммуникацию России. Но основная проблема и причина споров здесь в том, что СМП не имеет единой фиксированной трассы. Это обусловлено природными особенностями территории — в зависимости от климатических условий маршрут существенно отклоняется на север/юг.
Соответственно, в отдельные моменты времени трасса СМП выходит за пределы пространства, подпадающего под юрисдикцию России, и попадает под международно-правовую юрисдикцию. Это дает основания для предложений наделить СМП статусом международной транспортной магистрали. Естественно, такие предложения не находят положительного отклика у российских властей — высказываются опасения, что в этом случае Россия потеряет преимущества его использования. На деле не все так просто.
Но даже если поднимется вопрос о придании всему СМП конкретного статуса, у России есть и другой вариант действий. Так, есть основания для того, чтобы признать Северный морской путь «историческими водами». Такой статус может быть закреплен за водами, над которыми прибрежное государство эффективно, непрерывно и в течение длительного времени осуществляет право суверена с молчаливого согласия других государств. Это некое исключение из международного права. СМП вполне подходит под это определение: само появление трассы было бы невозможным без советских ледоколов. Соответственно, Россия в этом случае сохранит широкие полномочия в отношении СМП. Учитывая его территориальное расположение, другие государства просто не смогут эффективно осуществлять контроль над территорией.
Также стоит отметить: неопределенность статуса — не единственная проблема СМП. Из-за введения в 2014 году санкций со стороны США и Европы часть западных компаний отказались от работы в Арктике. В настоящее время из-за падения цен на топливо СМП во многом потерял привлекательность для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые часто предпочитают маршрут через Суэц. Отпугивают же от использования СМП затраты на сопровождающие суда и навигацию.
В этом плане стоит вопрос не столько в юридических аспектах, сколько в повышении экономической привлекательности трассы. Что же касается статуса пути, то действующие нормы международного права содержат все необходимые положения для сохранения Россией фактического контроля над всей акваторией СМП.