Почти два полных года ограничений и массовых отмен мероприятий привели к тотальному снижению финансовых показателей рынка ивент‑услуг. Если в 2020 году агентства фиксировали 50%‑ное падение оборотных средств, то задачей в 2021‑м стало удержаться хотя бы на том же уровне, что значительно сократило численность ивент‑компаний, которые не смогли выдержать финансовой и эмоциональной нагрузки.
Конкуренция на рынке по‑прежнему остается безжалостной, чувствуется депрессия среди специалистов профессии — организаторов, артистов, режиссеров, продюсеров и других многочисленных представителей индустрии.
Все это время агентства продолжают работать над поиском решений поддержки бизнеса, повышать рентабельность за счет оптимизации процессов, внедрения новых облачных технологий, развития смежных направлений, а также открывать новые ниши.
Многие трансформируются в коммуникационные агентства с расширенным пулом креативных услуг, брендинга, видео- и дизайн-продакшена, помогающих справляться с просевшим количеством заказов на проведение мероприятий, объем которых по-прежнему сильно ниже допандемийных масштабов.
Логичным решением для сферы стала популяризация онлайн-проектов, спрос на которые породил сверхбыстрое развитие онлайн-технологий, так и не принесших должного удовлетворения рынку.
Онлайн-ивенты закрывают лишь часть бизнес-целей мероприятия и не способны решить ряда задач проектов, требующих живого погружения, таких как лончи, инсентивы и программы по формированию командной культуры.
Как бы ни хотелось, но эффективность виртуальных ивентов по степени эмоций и вовлеченности аудитории никогда не сравнится с офлайн-мероприятием. Поэтому для большинства корпораций онлайны продолжают оставаться компромиссным решением.
Учитывая факт глобального перевода сотрудников на удаленную работу, нехватка живой коммуникации в 2021 году достигла своего пика и заставила работодателей вплотную задуматься над усилением программ, направленных на поддержание корпоративной культуры, психологического комфорта и здоровья сотрудников, чего невозможно добиться путем использования онлайн-технологий.
Поэтому показателем восстановления сферы для нас станет возвращение офлайн-проектов. Несмотря на то, что в 2021 году спрос на них был очевидно выше, текущие ограничения пока еще не позволяют рынку реализовывать свои планы в полном объеме, заставляя как корпорации, так и агентства находиться в выжидательной позиции, откладывая проекты до лучших времен.
Есть уверенность, что в первой декаде 2022 года ограничения сохранятся. Но вторая половина 2022 года принесет ту степень потепления на рынке, когда можно будет начать говорить о восстановлении сферы.
Мы ждем, когда будут урегулированы программы по вакцинации населения и сформированы понятные условия работы в постпандемийном пространстве, что даст агентствам определенную свободу и регламент действий в работе над проектами. Пандемия никуда не уйдет, но мы должны научиться бесперебойно функционировать в новых условиях, которые станут для нас нормой.
Также очевидно, что прежнего формата ивент-агентств больше не будет. Классическая модель ведения ивент-бизнеса доказала свою экономическую несостоятельность, незащищенность и высокие предпринимательские риски.
Агентства глобально переосмыслили подход к своему бизнесу, сделали выводы и активно трансформируются по пути уберизации, экономики шеринга и коллабораций с партнерами, что означает формирование нового рынка гибридных проектов.
Изменения коснутся и заказчиков мероприятий. Большинство агентств больше не соглашается на условия работы с постоплатными проектами, которыми так был избалован рынок до кризиса, и пересматривают ценообразование даже с текущими клиентами с учетом новых реалий.
Качество проектов повысится. За два года агентства накопили серьезный бэкграунд в использовании онлайн-технологий, а также пул креативных идей, не нашедших способов реализации во время ограничений, которые агентства продолжат внедрять в рамках долгожданных офлайн-мероприятий.
Кризис в очередной раз доказал, что не бывает худа без добра. Пандемия исключила нежизнеспособные агентства и заставила трансформироваться крупные, неповоротливые компании, недвусмысленно намекнув, что время раздутых штатов и тяжелого офисного люкса пора оставить в прошлом. Сегодня мы наблюдаем формирование нового рынка, который в скором времени достигнет своего совершенства.