Вопрос о том, приведет ли развитие финансовых технологий к «смерти» традиционного банкинга, уже давно волнует умы аналитиков. Согласно отчету исследовательской компании App Annie за 2017 год, потребительское поведение продолжает меняться: с ростом популярности смартфонов и планшетов увеличивается значение приложений, особенно в финансовой сфере.
В развивающихся экономиках, например, Бразилии, Индонезии или России темпы роста финтех-приложений опережают показатели мобильных сервисов для общения, шоппинга, игр или ритейла. По данным аналитиков App Annie, число скачиваний финансовых приложений в Бразилии и Индонезии возросло по сравнению с 2015 годом в три раза, в России — в два раза. В то время как в США, европейских странах и Южной Корее прирост составил от 30 до 55%. Подобные приложения активно распространяются на рынках развивающихся стран, провоцируя появление обществ безналичных платежей. «Взросление» развивающихся рынков открывает широкие возможности монетизации для разработчиков приложений. В CB Insights отмечают, что рывок определяют стартапы, предлагающие новые возможности населению, которое редко пользуется банковскими услугами.
Банки проигрывают технологическим компаниям
По замечанию Мартина Роуботама из Lloyds Banking Group, мобильное приложение позволяет быть ближе к клиенту и полнее соответствовать его запросам, поэтому компания стремится предлагать рынку в первую очередь мобильные продукты. Высокотехнологичные компании отбирают хлеб у банков, предлагая удобные онлайн-сервисы. Тон задают лидеры рынка: Apple запустила возможность p2p-платежей с доступом через iMessage, Siri, приложение Apple Pay и «Контакты». Услуги, предоставляемые высокотехнологичными финтех-компаниями, становятся нормой, и розничным банкам за скоростью цифровых преобразований не угнаться. В угоду удобству пользователя меняется и законодательство. Введенная в январе в Евросоюзе платежная директива PSD2 обязывает банки и провайдеров передавать свои клиентские базы и программные интерфейсы (API) третьим лицам для перевода денежных средств без участия платежной системы. Таким образом, банки перестают быть главными в создании цепочки стоимости — прослоек между сервисом и счетом пользователя больше нет.
Новые инструменты для криптоинвесторов
Биткоин-бум спровоцировал появление мобильных приложений для нужд криптоинвесторов и трейдеров. Приложения для хранения, обмена токенов и мониторинга курса стали важным инструментом. Кривая их популярности повторяет график взлетов и падений стоимости цифровых активов и зависит от воодушевления пользователей. Месячная аудитория топового приложения по управлению криптовалютами превысила 8 млн интернет-пользователей; за полгода произошел четырехкратный рост аудитории одного из криптокошельков. По мнению аналитиков, в 2018 году все интересующиеся цифровыми валютами будут внимательно наблюдать и за рынком криптоприложений.
Мобильные приложения становятся важнейшим каналом связи всех работающих в b2с-сегменте компаний. Число приложений в Google Play и AppStore достигло 6 млн. По итогам 2017 года пользователи во всем мире загрузили на 60% больше приложений, чем в 2015 году — это примерно по два новых приложения в месяц на каждого жителя Земли.
Автор: Анна Орешкина